Орисса индия. Штат орисса описание


Орисса вовсе не туристический штат. Белые путешественники попадают сюда, совершая индийскую кругосветку, по пути из Варанаси , Бихара или Калькутты в Мадрас . Как правило, европейцы ограничиваются посещением Пури, Конарка и Бхубанешвара . Некоторые отправляются в непродолжительный трип на юг штата в земли адиваси — древних, сохранивших архаический традиционный уклад и обычаи племен, населяющих холмы Раягады, Корапута и Малкангири.

Орисса (Orissa), но правильнее говорить и писать Одича (Odisha ). В ноябре 2010 года Парламент Индии, вытирая следы колониального прошлого, утвердил новое, исторически и лингвистически более верное название. Odisha происходит от санскритского Odra Vishaya или Odra Desa — народ Одра . Именно так называли эти земли в своих хрониках Птолемей, китайские путешественники древности, буддийские хроники и мусульманские источники. Лично мне старое название намного милее — оно романтичнее и женственнее.

Орисса известна легендарными Храмами и , пещерами , южных гор. В Ориссе яркая и замечательная кухня, изобилующая рыбой и морепродуктами, неповторимая школа танца Одисси, живопись и гравюра на пальмовых листьях и знаменитое куттакское филигранное серебро. В Ориссе самое большое в Азии озеро, единственное населенное пресноводными дельфинами. Бесконечные песчаные пляжи и ревущие волны Бенгальского залива, множество легендарных древних храмов, холмы Восточных Гат, населенные древними экзотическими первобытными племенами. Орисса — совсем не туристический штат, но для тех, кто хочет увидеть настоящую Индию и совершать настоящие открытия, для тех, кто в путешествиях предпочитает формат adventure and exsciting, Орисса превзойдет все самые смелые ожидания.

Древняя Орисса , Одра Деса, была населена дравидскими племенами, многие из которых до сих пор сохранили традиционный быт и обряды. Самый известный эпизод древней истории Ориссы связан с Ашокой, императором династии Ганга, и войной с империей Калинга. В 261 году до новой эры Ашока одержал кровавую победу над Калингой и, потрясенный ужасами войны, принял буддизм и концепцию ненасилия, которая была увековечена в знаменитых наскальных эдиктах Ашоки . Буддизм оказался не вполне пригодной идеологией для управления империей, и еще при жизни Ашоки империя пришла в упадок и распалась. Новый расцвет Ориссы связывают с именем Императора Каравелы, в царствование которого были построены знаменитые пещерные храмы . Знаменитые в Пури и заложены в царствование императора Яяти Кесари, объединившего империи Косала и Уткала и перенесшего столицу в земли Ориссы.

Последний индуистский царь Ориссы был убит в бою при Гохиратикири войсками империи Моголов в 1576 году. Мусульмане разделили земли Ориссы на шесть административных округов. Британцы установили контроль над Ориссой в 1761 году и в 19 веке упорно боролись с человеческими жертвоприношениями в культах местных племен. Надо заметить, весьма успешно.

Орисса (Orissa ) - штат на востоке Индии. Столица и крупнейший город - Бхубанешвар .

На побережье Индийского Океана практически отсутствуют удобные места для портов, за исключением Парадипа. Прибрежная полоса и дельта реки Маханади отличаются исключительно высоком плодородием. В условиях регулярных и обильных дождей снимаются два урожая в год.

Штат знаменит своими храмовыми комплексами - в первую очередь такими, как Конарк, Пури и Бхубанешвар.

Туристы посещают преимущественно храм Джаганнатх в Пури и храм Солнца в Конарке. Знаменит также храм Лингараджа в Бхубанешваре.

В плотнонаселённой прибрежной зоне обитают преимущественно народы, говорящие на языке ория. В Ориссе бывают мощные циклоны. В октябре 1999 от тропического циклона 05B погибло десять тысяч человек, были сильные разрушения.

В Ориссе имеются существенные залежи минерального сырья, и штат инвестируется иностранными фирмами. В Ориссе имеется развитая промышленность по производству стали и алюминия. В штате сравнительно развитая инфраструктура. Орисса является также центром информационных технологий.

Подавляющее большинство населения штата - индуисты, принадлежащие к самым разным направлениям. Большинство из них - это шактисты, шиваиты и вишнуиты. Вишнуизм (другое название - вайшнавизм) особенно распространён в Ориссе, так как здесь расположена одна из величайших святынь вайшнавизма - храм Джаганнатхи в Пури. Большинство вайшнавов Ориссы принадлежат к бенгальской ветви вайшнавизма - гаудия-вайшнавизму.

В 2008 году в штате в результате погромов 50 тыс. христиан покинули свои дома, погиб 81 человек, было разрушено и сожжено 4677 домов, 236 храмов и 36 монастырей.

Своеобразное и богатое культурное наследие Ориссы ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Достопримечательности штата Орисса

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури , где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. В Конараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Штат Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра. Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение по штату Орисса практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

Бхубанешвар, столица штата, также является храмовым городом, в котором расположено более 500 храмов. Наиболее важными из них являются храм Лингараджа высотой 54 метра, храм Муктешвар с его знаменитой входной аркой и храм Парашурамешвара с его решётчатыми окнами.

Исторические места штата - Баудх (Бауда, Боудх, Бодх) с большой статуей Будды; наскальные указы Ашоки в Даули; Ранипур-Джхариал со своими храмами, посвящёнными 64 йогиням; руины буддийского комплекса в Ратнагири-Лалитгири-Удаягири, где процветал буддийский университет Пушпагири; скальные пещеры с богато украшенной резьбой в Кхандагири-Удаягири; храм Солнца XIII века на пляже в Конарке, созданное из скалы архитектурное чудо в форме колесницы с семью конями.

Религиозные достопримечательности Одиши - всемирно известный храм Джаганнатха Пури, храмы Балангира, Барипады, Кантило, Вираджа и храмы Швета-Вараха (белого воплощения Варахи) Джаджпура, а также храм Шивы на вершине холма в Капилаше на высоте 682 метра над уровнем моря с 1352 ступеньками к нему или по серпантинной дороге.

Интересными местами природы являются горячие серные источники в Таптапани и Атри, Чилика - крупнейшая лагуна в Индии и вторая по величине лагуна в мире; водопады Деогарх в Прадханпете; Гопалпур - древний порт и пляжный курорт. Плотина Хиракуд; Пхулабани, центр пояса проживания местных племён; пляж Чандипур; горная станция Кендуджхар (или Кеонджхар, 480 метров).

Заповедники дикой природы и национальные парки - это Симлипал, Тикарпара (Тикарпада), зоопарки Ушакотхи и Нанданканан с крупнейшим львиным сафари в Индии и единственный заповедником белого тигра.

Парадвип - крупный порт, Руркла - крупный металлургический завод и индустриальная столица штата.

С храмом Джаганнатхи была одна интересная реальная история у автора этой статьи. Когда я приехал первый раз в храмовый комплекс Шри Рангам в Тамилнаде в феврале 2004 г., на 4-ом периметре гопурамов (их там 7, это такие трапециевидные арки) меня тормознули охранники - "дальше только для хинду!", и я пошёл к администратору храма, в 10-минутной беседе надавив среди прочего на то, что индуизм - это убеждения, а не расизм, основанный на цвете кожи, и убедив его пропустить меня после рассказывания разных индуистских легенд. После special darshan-а (особого даршана, на пару метров ближе к главному мурти) за тогдашние 10 рупий, возле алтарной встречаю белокожего кришнаита в вайшнавской «спецодежде» и спрашиваю его на английском: "А ты тоже прошёл через беседу с администратором храма?" А он так гордо: "Нет, в этой [вайшнавской] одежде я могу свободно пройти в любой храм Индии!" "Что, и в Джаганнатх Пури?" ;) В одну секунду он заметно погрустнел, но потом с натужным энтузиазмом воскликнул: "Но ты можешь получить ту же пользу ("benefit") от даршана (лицезрения) чакры (диска) на вершине храма Джаганнатхи! Так говорили мои наставники". Было видно, что даже он сам в эту пургу (для белых) не верит, и в ответ на мой красноречивый взгляд (я точно в это не верил:) он смутился окончательно. Постепенно мы разговорились, выяснилось что его зовут Парамдхан (искконовское имя), родом он из Карловых Вар, но последние годы живёт в Англии. Мы расстались, я поехал дальше по храмам Тамилнаду. Через три месяца, в середине мая, приезжаю в Бадринатх , и в первый же день встречаю там Парамдхана! Он узнал меня, и его первыми словами было даже не "Привет", а "А я прошёл в храм Джаганнатхи!!!" "Каким образом?" "В отеле намазался чёрным кремом, замотался в простую индийскую одежду по максимуму, оставив неприкрытым только лицо, и примкнул перед храмом к группе деревенских индусов-паломников, так и прошёл". "А ты в курсе, что при подобной попытке прямо перед алтарной храма Джаганнатхи в 1994 убили известного искконовца-негра, якобы даже ученика Прабхупады? Он тоже замотался в одежду по максимуму, но его заметили брамины-служители уже на последнем рубеже перед алтарём, началась ругань, потасовка, и в служебном неистовстве для защиты храма от нечистого млеччхи брамины забили до смерти этого негра прямо там же. Шума в Индии тогда было много". Парамдхан переменился в лице и сказал: "А я этого не знал..." Было видно, что, расскажи я тогда ему эту историю в Шри Рангаме 3 месяца назад, даршана Господа Джаганнатхи он бы так и не получил;) Вот некоторые более поздние истории о храме Джаганнатхи в Пури на английском.

Своеобразное и богатое культурное наследие ОРИССЫ ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури, где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. ВКонараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра.Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

Исторические факты

Самые ранние археологические находки Ориссы, если не считать отдельных разбросанных остатков доисторических поселений, датируются 4 в. до н. э. Укрепленный город Сисупалгарх, расположенный рядом с современным Бхубанешваром, являлся столицей династии Калинга, о которой мало что известно, кроме того, что ее мощь основывалась на господстве над прибыльными сухопутными и морскими торговыми путями, ведущими на юг. Существование такой богатой поживы столь близко от границ было слишком сильным соблазном для амбициозного императора Маурьев Ашоки. В 3 в. до н. э. он обрушился на древнюю Калингу со всей своей имперской армией и поверг королевство в битву настолько кровавую, что предположительно именно эта резня спровоцировала его легендарное обращение в буддизм. Эдикты, высеченные на скалах, воздвигнутых по всей империи, превозносят добротетели новой веры, дхарму, а также принципы, которые Ашока надеялся внушить своим покоренным подданным. После ухода Маурьев, Калинга пережила некоторое возрождение. При династии Чеди (Chedi), которая исповедовала джайнскую веру, огромные суммы были затрачены на расширение столицы и создание замысловато украшенных монастырских пещер, высеченных в ближних холмах Кхандагири и Удайгири. Во время 2 в. до н. э., однако, царство постепенно раскололось на воюющие клики. Влияние буддизма ослабевало, джайнизм почти совсем исчез, а брахманизм, распространяемый посредством учений шиваистского ревнителя Лакулиши, начал выделяться в качестве господствующей религии.

К 7 в. Орисса уже обрела прочное положение. В течение следующих пятисот лет в регионе последовательно правили могущественные и процветающие индуистские династии, они создавали ряд прекраснейших в истории Южной Азии художественных и архитектурных произведений. Когда в 12 в. к власти пришли Восточные Ганги (Eastern Gangas), этот “золотой век” достиг своего зенита. Получая значительные прибыли от процветающей торговой сети (которая простиралась на востоке до самой Индонезии), цари династии Ганга воздвигли величественные храмы в Бхубанешваре, Пури и Конараке, в которых почитание Шивы и тайные тантрические обряды, которым следовали ранние правители Ориссы, уступили место новым формам поклонения Вишну. Святилище в Пури, посвященное самому знаменитому божеству правящей династии - Богу Джаганнатху (Lord Jagannath), стало к этому времени одним из четырех наиболее святых религиозных центров в Индии.

За исключением короткого вторжения Феруз Султана в 14 в., индуизм в Ориссе практически не пострадал от мусульманской оккупации Бихара и Бенгалии. Такой удаче, однако, не суждено было продлиться. В 15 в. афганцы из Бенгалии аннексировали этот регион, а могольская армия Ман Сингха последовала по их горячим следам в 1592 г. Чудом является даже то, что хотя бы несколько средневековых индуистских памятников избежали разрушения воинствующими религиозными фанатиками; к счастью, это произошло, хотя неиндусам с тех пор никогда не разрешается входить в большинство святых храмов в Пури и Бхубанешваре. В 1751 г. маратхи из западной Индии вытеснили Моголов и стали сами властвовать в регионе. Ост-Индийская Компания тем временем также совершала набеги в прибрежные районы и, через 28 лет после победы Клайва при Плесси в 1765 г., Орисса окончательно попала в зависимость к Британии.

Со времени Независимости штат стал быстро развиваться. Обнаружение запасов угля, бокситов, железной руды и других минералов стимулировало значительный индустриальный рост и улучшение инфраструктуры. Все же несмотря на такой прогресс городов, Орисса остается бедным аграрным штатом, сильно зависящим от сельского хозяйства, который не способен обеспечить основные нужды своих 32 миллионов жителей. Переход Ориссы в новое тысячелетие не был гладким: недавняя политическая нестабильность и “супер циклон” в октябре 1999 г., который пронесся по северным и центральным прибрежным равнинам, нанесли жителям Ориссы значительный ущерб, результатом которого стало отчаяние.

Праздники

Шансы оказаться в Ориссе в период празднества досаточно высоки, так как, помимо обычных индуистских праздников, регион отмечает множество своих собственных. Чтобы получить более подробную информацию о фестивалях Маюрбханджа.
  1. Макар Мела (сер янв). Паломники наводняют крошечный остров на озере Чилика, чтобы сделать приношения по обету в пещере богини Кали.
  2. Мела Адиваси (Adivasis Mela) (26 янв - 1 фев). Эта ярмарка “племен” в Бхубанешваре представляет собой разочаровывающую смесь Кони Айленда и сельскохозяйственного шоу, хотя во время нее можно насладиться хорошей живой музыкой и танцами.
  3. Магха Саптами (янв и фев). Во время полной фазы луны месяца магха, маленький водоем у пляжа Чандрабхага недалеко от Конарака наводняют тысячи верующих. Это праздник в честь Сурии, бога солнца, излечивающего также кожные заболевания.
  4. Панашанканти (начало апреля). В различных регионах в первый день месяца вайсакх, облаченные в одежды шафранового цвета кающиеся грешники несут павлиньи перья, погружаются в транс и ходят по горячим углям.
  5. Чайтра Парба (сер апр). Санталы - самая крупная из многочисленных этнических групп адиваси Ориссы исполняют танцы в Барипаде в районе Маюрбхандж, северная Орисса. Некоторые рыбачьи касты также демонстрируют “танцы с лошадьми”, при которых используются изображающие лошадей деревянные костюмы, бьют барабаны и устраиваются шествия по улицам.
  6. Ашокастами (апрель и май). Праздник Колесниц Бхубанешвара (процессия храмовых колесниц), когда божество Лингараджа окунается в водоем Бинду Сагар.
  7. Шиталашастхи (май и июнь). Празднование свадьбы Шивы и Парвати, проходящее в Самбалпуре и Бхубанешваре.
  8. Ратх Ятра (июнь и июль). Самое большое и грандиозное из празднеств Ориссы. Гигантские изображения Бога Джаганнатха, его брата Балабхадры и сестры Субхадры совершают священное путешествие от храма Джаганнатха до Гундича Мандира в Пури.
  9. Бади Ятра (нояб и дек). Посвящен путешествиям орисских торговцев в Индонезию. Проходит в полнолуние на берегах реки Маханади в Куттаке (Cuttack).
  10. Конаракский Фестиваль (начало декабря). Фестиваль классического танца, на котором в Храме Солнца в Конараке демонстрируются танцевальные формы Ориссы и других штатов Индии.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.