Был заселен остров. Как был заселён остров Пасхи? Прибытие ханау еепе

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Культура острова Пасхи (Рапа-Нуи) отличается рядом необычных для остальной Полинезии особенностей и давно привлекает к себе внимание исследователей. Так, на острове воздвигнуто множество гигантских каменных статуй (моаи) и различных сооружений, в религии очень важную роль играл культ птиц (в частности, фрегата), местные жрецы пользовались оригинальным письмом (кохау ронго-ронго). Каменные статуи встречаются и на других островах Полинезии (например, остров Питкерн, острова Маркизского архипелага), но далеко не в таких масштабах, как на острове Пасхи.

Культ птиц необычен для Полинезии. Письмо не встречается нигде в Полинезии, кроме острова Пасхи. В связи с этими и другими особенностями неоднократно выдвигались гипотезы о неполинезийском происхождении культуры острова Пасхи.

Согласно одной из гипотез (М.Браун), остров Пасхи представляет собой остаток погибшего континента, жители которого имели очень высокую культуру (тихоокеанский вариант Атлантиды). Один из главных аргументов в пользу этой гипотезы состоит в том, что малочисленное население острова Пасхи никоим образом не могло соорудить такое большое количество каменных памятников. Однако эта гипотеза не была подтверждена ни геологическими, ни археологическими данными.

По другой гипотезе (В.Хевеши), культура острова Пасхи древнеиндийского происхождения, что доказывается сходством знаков рапануйского и древнеиндийского (Хараппа, Мохенджо-Даро) письма (и то, и другое не дешифровано).

По довольно распространенной гипотезе (Бальфур) культура острова Пасхи меланезийского происхождения. В пользу этой гипотезы свидетельствует наличие в Меланезии культа фрегата (птицы редкой на острове Пасхи), обычая удлинять уши и окрашивать волосы в красный цвет (что соответствует удлиненным ушам и красным «головным уборам» статуй острова Пасхи), а также антропологические данные (доликоцефалие рапануйских черепов). Сторонники «меланезийской» гипотезы полагают, что остров Пасхи был заселен еще до н.э. меланезийцами, которые «привезли с собой обычаи растягивания ушных мочек и культ фрегата, а может быть и искусство воздвигать статуи».1 Гораздо позднее (примерно в XIV веке) остров был завоеван светлокожими полинезийцами, перенявшими у негроидов-меланезийцев обычай растягивания ушей и культ птиц. В результате смешения меланезийцев с полинезийцами у рапануйцев наблюдаются различные оттенки кожи, что отмечал еще. Роггевен, а островитяне до сих пор помнят, кто из их предков был «черным» (т.е. меланезийцем), а кто «белым» (т.е. полинезийцем).

В последнее время широчайшее распространение получила гипотеза об южноамериканском происхождении культуры острова Пасхи, поддержанная известным норвежским путешественником Т.Хейердалом. В пользу этой гипотезы свидетельствует наличие у древних перуанцев каменных статуй и сооружений, сходных (по Хейердалу) с рапануйскими. По Хейердалу, культура острова Пасхи была создана около IV века н.э. выходцами из Южной Америки, которых он отождествляет с легендарными «орехонес» испанских хроник. «Орихонес», по преданию, имели обычай удлинять уши и отличались белым цветом кожи. Гораздо позже, около XI века, остров Пасхи завоевали полинезийцы, уничтожившие древнюю культуру. В результате смешения белых выходцев из Южной Америки и полинезийцев у рапануйцев встречаются различные оттенки кожи, островитяне до сих пор помнят, кто из их предков был «белым» (т.е. выходцем из Южной Америки), а кто «черным» (т.е. полинезийцем).

1. Сотворение острова Пасхи и первые поселенцы

Предание о первых поселенцах тесно связано с мифом о великане Воке (Уоке, Увоке), который поднимал и разрушал острова своим посохом (точнее, палкой-копалкой). По версии Энглерта, Воке разрушил своим посохом большую страну, в результате чего остался только остров Пасхи (откуда и его название Те-Пито-о-те-Хенуа - «пуп земли»).

Первые поселенцы Те Охиро и Нга Таваке (по Брауну - Ратаваке, по Энглерту - Нгата Ваке) высадились в бухте Ротомеа около Матавери и остановились в Ваи-Марама. На следующий месяц они перешли в Те-Варе на вулкане Рано-Кау. Так как Воке снова начал разрушать остров, Нга Таваке опасался гибели. Но Те Охиро заговорил море, чтобы оно не заливало землю, а посох Воке сломался в Пуко-пухи-пухи.

Легенда о первых поселенцах Те Охиро и Нга Таваке известна по поздней записи Энглерта со слов братьев Матео и Габриэля Варивери (из рода Хонга), возводящих ее к старику Хонги Атуа Кава А’Уре Аувири. Отрывки ее имеются в рукописи С (найденной Хейердалом), согласно которой первый поселенец, названный здесь Теавака (вместо Нга Таваке), рассказал о Воке разведчику Хоту Мату’а Ку’уку’у, а затем самому Хоту Мату’а. Последний заметил, что жезл великана сломался, а упала молния бога Маке-маке.20 Изложение мифа о Воке в версиях Энглерта и рукописи С, по-видимому, сильно искажено под влиянием гипотезы Брауна о потонувшем материке (которая, очевидно, впервые стала известна рапануцам со слов самого Брауна). Великан Воке (Уоке. Увоке) соответствует Воке, упоминаемому в космогонической части генеалогии острова Хива-Оа (Маркизский архипелаг) также в связм с созданием островов.21 Первые поселенцы Те Охиро и Нга Таваке упоминаются в версиях легенды о разведчиках Хоту Мату’а. Имя Те Охиро сохранилось в названии бухты Ханга-Охиро («бухта Охиро»). Очевидно, они были не единственными поселенцами на острове Пасхи, а вождями.

2. События на островах Хива.

Заселение острова Пасхи предания связывают с вождем (арики) Хоту Мату’а. Согласно наиболее полной версии Энглерта, Хоту Мату’а жил в Марае-ренга в области Маори на Хива (полинезийское название Маркизских островов). Сестра его жила в Марае-тохио. Упоминаются местности Те-Пеи, где стояли статуи (моаи), и Ари-анге или Отионге, где родился Хоту Мату’а. На острове водились черепахи (кепу-кепу), а около островка Моту-Торемо было много акул.

В версиях Жоссана и Метро также говорится, что Хоту Мату’а жил в Марае-ренга. По Раутледж, Марае-ренга и Марае-тохио - названия соседних островов. По версии Томсона, Хоту Мату’а жил в Марае-тоехау (вариант названия Марае-тохио), где был настолько жаркий климат, что люди иногда умирали от жары, а в определенные сезоны растения засыхали под палящим солнцем.

После смерти отца Хоту Мату’а (по Раутледж - Ко Кири-ка-атеа, по Метро - Тупа-ринги-аига, по Энглерту - Таане-Араи) разгорелась вражда между Хоту Мату’а и его братом (по Раутледж - Ко Те Ира-ка-атеа, по Энглерту - Орои). Хоту Мату’а был побежден и вынужден покинуть родину.

По версии Томсона, Орои был не братом Хоту Мату’а, а могущественным соседним вождем. Брат Хоту Мату’а (?), (у Томсона - Machaa) влюбился в одну девушку (имя не указано), в которую был влюблен и Орои. Девушка заявила, что выйдет замуж за Орои, если он обойдет без передышки вокруг острова. Пока Орои шел, девушка скрылась с Матаа (?). Орои решил отомстить всему роду Хоту Мату’а. Матаа (?) вместе с девушкой и шестью спутниками немедленно отплыл, а через два месяца отплыл и Хоту Мату’а, разбитый Орои в трех битвах.

3. Сон Хау Мака.

Один из островитян в Марае-ренга, Туху Пато-еа, изобрел сеть для ловли раковин, поймал красивую жемчужницу и подарил ее своему вождю, отцу Хоту Мату’а. Впоследствии Хоту Мату’а подарил эту жемчужницу некоему Хау Мака, который его татуировал. Хау Мака знал, что в океане есть необитаемый остров. Когда Хоту Мату’а решил переселиться, Хау Мака рассказал ему, что видел во сне остров, подходящий для заселения. Согласно этому сну, дух Хау Мака сначала увидел высокий потухший вулкан (Рано-Кау), а около него три маленьких островка (Моту-нуи, Моту-итит и Моту-као-као). Он назвал эти островки Ко-нга-хоне-туту-ваи-а-те-Таанга («дети, стоящие в воде, сыновья Таанга», Таанга был сыном Хау Мака). Затем он поднялся на вулкан (Рано-кау) и назвал его Ко-те-поко-ури-Хау-Мака («черная яма Хау Мака»). Далее дух Хау Мака спустился с вулкана и отправился осматривать побережье. Он нашел бухты Тахароа, Ханга-о-Хону, Анакена, которые ему понравились.

Легенда о Хау Мака известна в краткой версии Раутледж и совпадающей с ней, но более подробной версии Энглерта. Следы этой легенды имеются у Метро в версии легенды о разведчиках Хоту Мату’а. Хау Мака упоминается в найденной Хейердалом рукописи А. По версии Томсона, брату Хоту Мату’а Матаа(?) явился великий дух Мехе-мехе (бог Маке-Маке), вероятно, спутанный с Хау Мака) и сообщил ему, что в направлении восходящего солнца есть необитаемый остров, пригодный для заселения.

4. Разведчики на острове Пасхи.

Готовясь к переселению, Хоту Мату’а послал сначала на остров Пасхи семь юношей-разведчиков, чтобы они посадили ямс и нашли бухту, пригодную для высадки с больших двойных ладей. Юношей-разведчиков звали: Ира, Рапа-ренга, Ку’уку’у. Ринги-ринги, Нонома, Ууре, Мако’и. Главным среди них был Ира, которому Хау Мака подробно описал остров Пасхи, виденный им во сне. Ку’уку’у был специалистом по разведению ямса. Юноши отплыли на ладье Ора-ора-миро («живое дерево»). По совету Хау Мака, лядья юношей подошла к острову Пасхи у вулкана Рано-Кау (который явно служил ориентиром), около трех островов. Юноши высадились в бухте Ханга-Тепау и отправились на вулкан Рано-Кау. Там Ку’уку’у посадил ямс. Затем разведчики пошли вдоль побережья, обогнули полуостров Поике и пришли к бухте Тахароа, которую они признали неподходящей. Следующую бухту, Ханга-о-хону, Ира также забраковал. Здесь они остановились и стали ловить рыбу. Во время прилива юноши увидели большую черепаху (отсюда название Ханга-о-хону, «бухга черепахи») и стали ее преследовать. Идя за черепахой, они пришли к бухте Анакена. Черепаха остановилась на берегу бухты в Хиромоко, месте, удобном для высадки с больших ладей. Юноши по очереди пытались перевернуть черепаху, но это им не удалось. Когда Ку’уку’у стал поднимать черепаху, она ударила его ластом, он уронил ее и сильно поранил себе ногу. Черепаха уплыла в океан. Юноши признали бухту Анакена подходящей для высадки с больших ладей. Так как Ку’уку’у не мог ходить, его отнесли в пещеру Ихи-ареро и там покинули. Ку’уку’у умер в этой пещере.

Остальные юноша отправились дальше. На полпути из Анакена в Матавери они встретили незнакомца по имени Нга-Таваке, который к ним присоединился. По дороге к вулкану Рано-Кау Ира и Рапаренга тайно от остальных спрятали привезенную ими статую (моаи) Хинариру с ожерельем из жемчужниц на шее. Вернувшись в Оронго, на вулкане Рано-Кау, юноши обнаружили, что их плантация ямса заросла сорной травой попоро. Из этого юноши заключили, что остров не подходит для заселения. Выполов сорную траву, они построили себе дом в Оронго.

Ира и остальные юноши решили возвратиться обратно. Один только Ринги-ринги хотел остаться. Но он не знал, где Ира и Рапа-ренга спрятали статую Хинариру. Сочувствовавший ему Мако’и нарочно завел разговор об этой статуе с Ира, в то время как Ринги-ринги притворился спящим. Ира, полагая, что Ринги-ринги спит, сказал: «Рухи - направо, Пу - налево, ожерелье из жемчужниц на шее статуи Хинариру».

Однако Ира и другие юноши не успели уплыть на родину, как намеревались. С вершины. Рано-Кау они увидели подходившие к острову ладьи Хоту Мату’а.

Легенда о разведчиках, посланных Хоту Мату’а на остров Пасхи, имеется в записях Томсона, Раутледж, Брауна, Метро, Энглерта. По версии Томсона, брат Хоту Мату’а Матаа(?), спасаясь от мести Орои, поспешно отплыл на двойной ладье со своей невестой и шестью спутниками. за два месяца до Хоту Мату’а. Плавание заняло два месяца, после чего он пристал к южному берегу острова Пасхи. Далее упоминается только эпизод с черепахой. В версии Раутледж указано, что шесть разведчиков пристали к острову у трех островков, около вулкана Рано-Кау, посадили ямс, а затем обошли вокруг острова. Далее упоминается эпизод с черепахой (смерть Ку’уку’у) и встреча с неизвестным человеком (Нга-Таваке). Остальные версии отличаются от версии Раутледж только большим количеством подробностей. По версии Метро юношей было шесть: Ира, Рапа-ренга, Ку’уку’у, Ринги-ринги, Таватава-аху-атава(Тава-тава-а-хуатава). По версии Энглерта, Ку’уку’у, Ринги-ринги, Нонома, Ууре, Макои и Ринги-ринги были сыновьями Хуатава. По Брауну ладья юношей называлась Ора-ора-нгару.

5. Хоту Мату’а на острове Пасхи.

Хоту Мату’а, готовясь к отплытию, снарядил две двойные ладьи. Каждый из двух корпусов ладьи имел свое название. У ладьи Хоту Мату’а они назывались Отека и Оуе. Ладьи были с высокими, как шея лебедя, носами и такой же высокой кормой. Хоту Мату’а плыл вместе со своей женой Вакаи. Второй ладьей командовал Туу Ко Ихо (Туу Ко Иху), женатый на Ава Реи Пуна, сестре Хоту Мату’а. В каждой ладье было более ста человек. Хоту Мату’а взял с собой знатока растений Теке и искусного строителя Нуку Кеху. Жена строителя Мара-мара Кои не захотела покидать родной остров.

Накануне отплытия Теке решил, что у него слишком мало сортов ямса. Поэтому он вместе со своим помощником отправился к соседнему арики Маеха, имевшему хорошие плантации. Пока Теке занимал арики Маеха разговорами, его помощники украли с плантации хозяина две корзины новых сортов ямса, в частности хатуке и таракура.

Кроме разных сортов ямса (ухи), Хоту Мату’а вез с собой много других растений. В преданиях приводятся огромные списки, среди которых упоминаются таро, кумара, ти, банан (маика), сахарный тростник (тоа), нгаохо и хау-хау, растения, из которых делались веревки, пуа и пиа, употреблявшиеся для добывания желтой и белой красок, торомиро и мако’и, дающие хорошую древесину для разных изделий и палок-копалок. Хоту Мату’а взял очень много орехов нау-нау для питания в первые месяцы после прибытия (скорлупа этих орехов часто встречается в древних пещерах). Кроме того, на ладьях были куры. Хоту Мату’а увез с собой 67 дощечек с письменами (кохау ронго-ронго).

После двухмесячного плавания ладьи Хоту Мату’а утром подошли к трем островкам около вулкана Рано-Кау. Здесь Хоту Мату’а должен был узнать у своих посланных вперед разведчиков, гле находится удобная для высадки бухта. У островка Моту-нуи он встретился со своими разведчиками. Ира и Рапа-ренга закричали Хоту Мату’а, что остров не подходит для заселения, так как на нем много сорной травы. Хоту Мату’а все же решил высаживаться. Тогда юноши объяснили ему, где находится бухта Анакена, удобная для высадки. Ладьи разделились, чтобы осмотреть все побережье. Хоту Мату’а поплыл направо и подошел к бухте Анакена с востока, а Туу Ко Ихо поплыл налево и подошел туда же с запада. Когда ладьи шли вдоль побережья, у Вакаи, жены Хоту Мату’а, родился сын Туу Махеке, а у Ава Реи Пуна, жены Туу Ко Ихо, родилась дочь. Ладья Хоту Мату’а причалила в Хиромоко. а ладья Туу Ко Ихо - в Ханга-Охиро. В это время шел месяц Анакена (. откуда бухта получила свое название).

На берегу бухты Анакена построили дом и печь (уму)(уму пае) для арики Хоту Мату’а и дом для его жены Вакаи. Недалеко стоял дом строителя Нуку Кеху. Строитель тосковал по своей покинутой жене и проводил все время на берегу, смотря на северо-запад, где остался остров Хива. Теке вспомнил, что забыл взять с собой сандаловое дерево, и поплыл за ним. Хоту Мату’а приказал привезти с острова Хива статую (моаи) Тауто, одного из древних арики. Обеспокоенный отсутствием на острове пасхи ручьев и источников, Хоту Мату’а занялся сооружением цистерн для сбора дождевой воды.

Версии легенды о прибытии Хоту Мату’а на остров Пасхи незначительно отличаются друг от друга. По версии Русселя, в каждой ладье было по 400 человек, по версии Томсона - по 300. По версии Раутледж, второй ладьей командовал Хине-лилу (Хинериру), знаток письма. Туу Ко Ихо в этой версии упоминается как скульптор.

6. Борьба Хоту Мату’а с Орои.

Враг Хоту Мату’а Орои накануне отъезда проник на ладью Туу Ко Ихо под видом слуги, а после высадки скрылся. Он убивал беззащитных путников, а однажды убил пятерых детей у некоего Аорка (имя явно искажено). Когда Хоту Мату’а пошел навестить свою приемную дочь, жившую около Маунга-Теа-Теа, Орои поставил на его пути ловушку, но Хоту Мату’а ее заметил и убил Орои.

По версии Томсона, Орои был могущественным вождем и стал враждовать с Хоту Мату’а из-за эпизода с девушкой. После прибытия на остров Пасхи он скрылся в скалах Оронго (на вулкане Рано_Кау), но в конце концов Хоту Мату’а поймал его в сеть. По версии Раутледж, Орои убил (в Марае-ренга) детей Хоту Мату’а.

7. Смерть Хоту Мату’а.

Под старость Хоту Мату’а поссорился с женой. Ссора произошла из-за того, что Хоту Мату’а, рассердившись на своего старшего сына Туу Махеке, который плакал от голода, обозвал его «выродком». Вакаи, узнав об этом, сказала, что Хоту Мату’а сам выродок, незаконный сын Ко Хири Ту’у Хонго-хонго, а вовсе не сын арики Те Рири-ка-атеа, покинул свой дом и переселился в Харе-моа-вивири, где занимался земледелием. Вакаи тоже пришла туда, и Хоту Мату’а снова переселился сначала в Харе-моа-татака, а затем в Те-ингао-о-те-хону, где жил со своим любимцем, младшим сыном. Затем он отправился в Акаханго разыскивать пресную воду. Вакаи опять пришла к Хоту Мату’а и вскоре умерла. Ее похоронили в Аху-атуре-хоа. Хоту Мату’а переселился в Ко-те-варе-тереинга-тахи на склоне вулкана Рано-Кау. Здесь он соорудил памятник из трех больших камней, который носит название Ко-те-маеа-хоно-а-Хоту Мату’а («камни, поставленные Хоту Мату’а»).

Хоту Мату’а заболел и ослеп. Он призвал сыновей и разделил между ними остров. Туу Махеке получил местность от Анакена до Маунга-теа-теа, Миру те, Мата-нуи - от Анакена до Ханга-Роа, Марама - от Акаханга до Винапу, Раа - Ханга-тое (к северу и западу от Маунга-теа-теа), Коро Оронго - от Анакена до Рано-Рараку, Хоту-ити - восточный берег.

Почувствовав приближение смерти Хоту Мату’а попросил своего приемного сына принести ему из цистерны в Хуарева хорошей воды. Старый арики хотел перед смертью услышать пение петуха из Арианге, где он родился. Напившись, он стал лицом по направлению к родному острову и крикнул: «О,Куихи! О,Куаха! Пусть запоет петух в Арианге!» Из-за океана до него донесся крик петуха, и Хоту Мату’а умер.

Сыновья похоронили его в глубоком рву в Акаханга, там же, где умерла Вакаи.

Туу Махеке, наследник Хоту Мату’а, не захотел оставаться на острове Пасхи и уехал на остров Хива. Вместо него стал править Туу Ко Ихо.

После арики Туу Ко Ихо власть перешла к Миру, старшему сыну Туу Махеке, внуку Хоту Мату’а. Миру а Туу Махеке считается родоначальником династии верховных вождей острова (арики хенуа). Когда старший сын верховного вождя женился, отец передавал ему свою власть. После Миру арики хенуа стал Атаранга, затем Иху.

8. Прибытие ханау еепе.

При жизни арики Туу Ко Ихо на остров прибыли новые поселенцы. Их называли ханау еепе («дородные»), в отличие от ханау момоко («тонкие»), первых переселенцев. Ханау еепе приехали без женщин. У них был обычай удлинять уши. Они поселились на полуострове Поике и в Ханга-Нуи. Между ханау еепе и ханау момоко началась вражда. В дальнейшем ханау еепе удалось подчинить себе первых переселенцев (ханау момоко).

Легенда о прибытии ханау еепе, как и легенда о первых поселенцах, сохранилась только в виде глухих упоминаний. По версии Томсона, через много лет после смерти Хоту Мату’а остров был разделен между людьми Хоту Мату’а и «длинноухой расой». Далее следует рассказ о войне между ними. По одной версии Раутледж (со ссылкой на информатора Килимути), «короткоухие» прибыли в ладье Хоту Мату’а, а «длинноухие» в ладье Хинелилу. По второй версии Раутледж (со ссылкой на трех стариков) «длинноухие» прибыли при третьем арики, из-за колдовства его(мана). Война между «длинноухими» и «короткоухими», случившаяся в промежутке между плаваниями Роггевена и Лаперуза, описывается сходно во всех версиях.

Название двух групп населения острова Пасхи, между которыми шла «война за свержение статуй» (хури моаи) - ханау еепе и ханау момоко - переводились со времени Мартиниса и Раутледж соответственно «длинноухие» и «короткоухие». Энглерт первый указал, что такой перевод является абсурдным. Ханау означает «раса», «рождаться», еепе - «дородный», «коренастый», епе «ухо», момоко - «тонкий». Если название ханау епе (вместо еепе) переводить «длинное ухо», то из этого следует, что ханау означает «длинный». В этом случае название ханау момоко нужно переводить «длинный короткий», по той простой причине, что в этом названии нет слов ни епе, ни еепе. Кроме того, следует заметить, что врапануйском языке определяющее прилагательное стоит после определяемого им существительного, и словосочетание ханау епе в значении «длинное ухо» вообще невозможно по правилам грамматики. Можно только удивляться тому, с какой настойчивостью норвежский путешественник защищает явную бессмыслицу, если считает ее выгодной для своей теории: «Единственный, кто считает, что надо переводить «толстые», - патер. Энглерт, но тут его не поддерживают даже современные пасхальцы, единодушно утверждающие, что один народ был не «толще другого». Еще более непонятно, для чего потребовалось приводить столь странные «аргументы» и ссылаться на Раутледж в качестве «первоисточника» по вопросам перевода, когда известно, что по преданию люди еепе имели обычай удлинять уши, за что их прозвали епе ророа, «длинноухие» (епе - «ухо», ророа - «длинный», порядок слов рапануйский).

Сайт создан в системе uCoz

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение, его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти».

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью. Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий, причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской доколумбовой культуры, погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплылина огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты.

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии. Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна.Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи», надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе. А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

В генах древних жителей острова Пасхи не нашли южноамериканских следов.

Моа́и – так называются каменные монолитные статуи, которыми остров Пасхи известен в первую очередь. (Фото: Terry Hunt.)

Кто не знает каменные статуи с острова Пасхи – гигантские носатые изваяния, сделанные из спрессованного вулканического пепла? По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи. Всего статуй известно около 900; считается, что их возвели между 1250 и 1500 годами н. э.

Но кто были эти люди, создавшие статуи, как они заселили остров? До ближайшего континентального побережья (Чили) – около 3,5 тыс. км, до ближайшего населенного острова – более 2 тыс. км. Благодаря Туру Хейердалу мы знаем, что проплыть по океану между Полинезией и Америкой можно на самодельном плоту. Вероятно, на острове Пасхи в свое время могли перемешаться популяции из Полинезии и Америки, а полинезийцы-путешественники могли заселить Америку. «Но вероятность – не доказательство», – говорит Ларс Ферен-Шмитц (Lars Fehren-Schmitz ), профессор антропологии из Калифорнийского университета в Санта-Крузе .

Людей всегда и во все времена тянуло к загадочному и таинственному. Видимо, в самой человеческой сущности кроется непреодолимое стремление раскрыть все тайны мира. Это стремление и стало причиной того, что загадки острова Пасхи не выходят из голов ученых и исследователей уже не первую сотню лет.

Помимо исполинских моаи, статуй в виде голов людей из вулканической породы, не поддается отгадке и то, когда, кем и как был заселен остров Пасхи. За годы исследований этого вопроса дата заселения менялась несколько раз. Последние выводы относительно времени, когда на острове появились поселенцы, на основе радиоуглеродного анализа были сделаны учеными Калифорнийского университета. Карл Липо и Терри Хант установили, что островитяне поселились на Рапа-Нуи, как называется остров местными жителями, в 1200 году. Эта дата относительна, ведь установить то, как появляются острова, гораздо легче, чем узнать точную дату их заселения.

Для выяснения того, откуда прибыли люди на остров, исследования проводились уже археологами, этнологами, лингвистами и генетиками со всего мира, благодаря чему были выдвинуты три основные версии. По первой из них, заселение Рапа-Нуи приписывают американским индейцам. Сторонником этой теории был путешественник Тур Хейердал, считавший, что с того времени, как образовались острова, американские индейцы совершали плавания к ним на плотах и вполне могли достигать берегов острова Пасхи, а найденные на острове строения, характерные для индейцев, тому подтверждение. Опираясь же на местный фольклор, можно прийти к выводу, что индейцы действительно достигали Рапа-Нуи, но в то время он уже был заселен.

Вторая версия предполагает, что остров был заселен меланезийцами с Соломоновых островов, как называется группу островов в Тихом океане к востоку от Новой Гвинеи или же с любого другого архипелага Меланезии. Данная версия также не выдерживает критики по причине малого подкрепления фактами и значительным удалением меланезийских архипелагов от Рапа-Нуи. Наиболее правдоподобной и подкрепленной фактами выглядит теория полинезийского заселения острова Пасхи. Неизвестно, что подтолкнуло жителей Таити или Маркизских островов к тому, как уехать жить на острова, находящиеся так далеко, но сходство культур говорит о многом. Подтверждением тому является также и наличие в письменности Рапа-Нуи петроглифов, идентичных полинезийским.

У каждой версии заселения острова Пасхи имеются свои сторонники, и до сих пор на эту тему в ученом мире происходят споры. И если в отношении способа доставки моаи ученые пришли к согласию, то будет ли поставлена точка в вопросе заселения -неизвестно.