Единый архитектурный ансамбль. Ансамбль архитектурный

Архитектурный ансамбль ― это здания, сооружения, а также прилегающая к ним территория, которые в своей взаимосвязи представляют единый функциональный объект с определенным художественным обликом. Ансамбль в архитектуре, также как любой строительный объект, создается архитектором.

Для более четкого представления данного понятия, можно привести примеры таких сооружения, параллельно классифицируя их. Так, существуют парковые ансамбли, городские, загородные, которые в свою очередь могут быть структурированы по своим размерам на большие, средние и малые. И, разумеется, в каждом из них, так или иначе обязательно будут присутствовать природные объекты, которые также являются частью ансамбля.

Все сооружения, кроме того, что могут быть соединены между собой физически, в ансамбле объединены еще и с помощью благоустройства прилегающей к ним территории, которая обустроена и организована так, чтобы не только повышать эстетическое восприятие строительной композиции, но и для исполнения определенных функций.

Художественный облик ансамбля в архитектуре ― немаловажная деталь, благодаря которой конкретный объект приобретает индивидуальные черты, которые не только узнаваемы, но порой являются причисленными к историческим памятникам, являя потомкам наследие предков определенных эпох.

Городские ансамбли

Их принято различать по видам, которые отличаются друг от друга по степени длительности возведения, которая к тому же укладывается, либо не укладывается в единый замысел. Например, ансамбль Русского музея в Санкт-Петербурге ― это городской ансамбль, который, во-первых, выдержан в едином архитектурном стиле, во-вторых, построен по единому замыслу, а в-третьих, был создан единовременно. В противовес ему в качестве другого вида архитектурной композиции можно привести в пример главный городской ансамбль столицы ― Красную площадь. Здания на ее территории сложно причислить к единому архитектурному стилю, строились они в разное время, разными людьми, а потому и замысел у всей композиции не единый.

Если обратить внимание на постройки в любом городе, можно найти оба эти вида городских архитектурных ансамбля.

Влияние на архитектурные композиции природных условий

Влияние, которое оказывает природа на городские постройки и на их совокупность, огромно. Только представьте, как меняется облик городской территории, если на ней расположен, например, водоем. Безусловно, архитектор ориентирует свое внимание на том, чтобы и выделить его в городском пейзаже, и дать возможность цивилизованно использовать такое соседство жителям окрестностей, устраивая, например, удобные для прогулки набережные.

А как влияет на архитектурный ансамбль рельеф местности, который порой не дает возможности подстроить себя под замысел архитектора, но взамен предлагает более уникальную возможность: подстроить идею о создании комплекса сооружений, подстроив их под свои изгибы, перепады и холмы.

Заметьте, что там, где в городском пейзаже отсутствуют природные объекты, их приходится даже искусственно создавать. Например, в отсутствие водоемов планируют и строят фонтаны, в отсутствие зеленых насаждений ― разбивают парки и скверы.

от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748–54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).

Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.

В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656–65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчеркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через ее центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.

Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806–23) расположен на набережной Невы. Протяженный фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединенными связующими их звеньями. Подчиненность боковых частей центру подчеркивает взлет башни с высоким шпилем, помещенной над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.

В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зеленая архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определенных видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.

Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647–52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зеленые насаждения, газоны и цветники.

Основные постройки:

    Петропавловский собор с усыпальницей императоров

    Великокняжеская усыпальница

    Монетный двор

    Гауптвахта

    Ботный дом

    Инженерный дом

    Кавальер

    Казначейство

    Каретник

    Комендантский дом

    Кронверк

    Прокурорский дом

    Тюрьма Трубецкого бастиона

    Васильевские

    Невские ворота

    Иоанновские

    Кронверкские

    Никольские

    Петровские

Бастионы:

    Государев

    Нарышкин

    Меншиков

    Трубецкой

    Головкин

Равелины:

    Алексеевский

    Иоанновский

    Екатерининская

    Кронверкская

  • Никольская

    Петровская

Инженерные сооружения:

    Невская пристань

Описание крепостных сооружений

Через Иоановские ворота мы попадаем на территорию крепости. На них дата 1740 год. Это год окончания постройки Иоановского равелина. Иоановский равелин строился в 30 годы XVII века во время во время царствования императрицы Анны Иоановны. В XVII-XIX веках территория равелина отделялась от крепости рвом, соединявшим Неву с Кронверкским проливом.

За Иоанновским равелином находится Петровская куртина – стена, соединяющая бастионы Государев и Меньшиков. Она сооружена в 1707-1708 годах. Рядом с крепостью на городском (Берёзовом) острове строится Петербург. На Троитской площади перед крепостью были построены первые здания. В них были государственные учреждения. С этой площади попасть в крепость можно было через Петровские ворота.

Петровские ворота построены в виде триумфальной арки. Это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение петровского времени. Они создавались в 1707-1708 года по проекту Д. Трезине и первоначально были деревянными, в 1718 году они были перестроены в каменные.

Повернув налево от Петровских ворот, можно подойти к Государеву бастиону. Государев бастион с бастионом Нарышкина соединяет Невская куртина. В ней было несколько десятков казематов.

Со стороны Невы на фоне суровых гранитных стен четко вырисовываются Невские ворота. Они сооружены в 1730-1731 годах. Современный вид приобрели в 1787 году по проекту Н. А. Львове.

Гранитная пристань была построена во второй половине XVIII в. От неё к берегу идет трех пролётный мостик. В народе эти ворота называли ”воротами смерти”, через них выводили узников приговоренных к смерти.

Бастион Нарышкина – центральный из трёх бастионов, выходящих на Неву. Он был построен в камне 1725-1729 годах. В 1731 году по проекту Д. Трезине на бастионе была построена каменная башня с флагштоком. Между бастионами Нарышкина и Трубецким протянулась Екатерининская куртина. Казематы этой куртины использовались как места заключения.

Трубецкой бастион обращен на юго-запад. Он был построен в камне в 1708-1714 годах. В Трубецком бастионе были помещения, которые использовались как места заключения. Трубецкой бастион вместе с бастионом Золотова соединяет Васильевская куртина. Она обращена на запад, в сторону Васильевского острова, чем объясняется её название. В 1709 году она перестроена в камне. Казематы северной части куртины в конце XVIII - начале XIX века были заняты архивом, южные - Монетным двором.

Через Васильевские ворота Васильевской куртины можно пройти на территорию Алексеевского равелина.

В северо-западной части Заячьего острова расположен бастион Зотова. Бастион Зотова и Головкина соединяет Николаевская куртина. Перестройка её в камне закончена в 1729 году. Ворота в куртине называются Николаевскими. Через них можно выйти к Кронверкскому проливу. Бастион Головкина обращен на север, в 1730 перестроен в камне.

Кронверкская куртина соединяет бастион Головкина и Меньшикова. В ней содержались приговорённые к смертной казни декабристы П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, П. Г. Каховский, М. П. Бестужев–Рюмин. На восточном валу Кронверка в ночь на 13 июля 1826 года были казнены декабристы.

В северо-восточной части Заячьего острова расположен бастион Меньшикова. В его казематах была размещена первая аптека в Петербурге.

По главной аллее, ведущей в центр крепости от Петровских ворот, расположены два одноэтажных здания. Справа - бывший Артиллерийский Цейх Гауз, построенный в 1801 году. Слева здание с высокой кровлей, бывший инженерный деловой двор или Инженерный дом. Он был построен в 1749 году. В инженерном доме с 1971 года открыта экспозиция “Архитектура Петербурга – Петрограда начала XX века”.

С левой стороны от главной аллеи в глубине небольшого сквера, стоит двух этажное здание с белыми колонами. Это бывшая караульная Гауптвахта. Современный облик здание приобрело после перестройки его в 1907-1908 годах. Тогда был возведен второй этаж и сооружен 4-х колонный портик. Перед Гауптвахтой на месте существующего газона в начале XVIII века была площадь, которая служила местом наказания солдат.

На площади пред собором находится двух этажное каменное здание, построенное в 40 годах восемнадцатого века. Это бывший комендантский дом. Главным фасадом он обращен на восток к зданию Гауптвахты. Комендант крепости был особо доверенным лицом царя

Единственное здание производственного характера на территории крепости и старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга – это Монетный двор. В1724 году по приказу Петра I Монетный двор из Москвы переведен в Петербург. Для работы его были приспособлены помещения бастионов Трубецкого и Нарышкина. В 1800-1805г. было построено специальное здание Монетного двора. Предполагается, что проектировал его архитектор А. Н. Воронихин, однако чертежи подписаны архитектором А. Порто.

До недавнего времени только здесь производились все металлические монеты, все ордена и медали (за исключением орденов ручной работы). С конца 1990-х годов монеты начали чеканить и в Москве.

Монетный двор вместе с Петропавловским собором, Ботным домиком и Комендантским домом формирует главную площадь Петропавловской крепости.

На Монетном дворе работали выдающиеся русские медальеры С. Юдин, Т. Иванов, В. Краюхин.

На площади перед Монетным двором находится небольшой изящный павильон с белыми колоннами. Это аллегория навигации. Павильон называют Ботным домиком. В нем хранится ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру. Ботный домик построен по проекту А.Ф. Вистав 1762–1766 годах. Изначально был деревянным, впоследствии переделан в каменный. Дом построен для ботика Петра I - «Дедушки русского флота». Судно было подарено царской семье английским посольством. Его нашёл Пётр в селе Преображенском, им лично отреставрирован, в детстве Пётр плавал на нём по Яузе. Бот перевезён сюда из Москвы в 1723 году, сразу по окончании Северной войны. Специально для его встречи была построенапристань (Комендантская) и ворота (Невские). Сначала для судна был выстроен простой навес. Когда же был выстроен специальный дом для него, то оказалось что двери строения слишком узки чтоб пронести внутрь ботик. Пришлось тогда разобрать часть стены. Говорят, после этого А.Ф. Виста навсегда выслали из России, помня ещё и об обвалившейся колокольнеАндреевского собораего же постройки.

В 1724 году Пётр I устроил морской парад, то есть показал «дедушке русского флота» весь имеющийся тогда русский флот. Подобное позже повторил Александр I. У Ботного домика стоял караул. Любой желающий мог под надзором офицера осмотреть ботик, таким образом, здесь был организован первый в России мемориальный музей. Караульный офицер же был обязан рассказать посетителю об экспонате.

В 1891 году на Ботном домике появилась статуя Навигации работы Д.И. Иенсена. В 1940 году бот перенесён в Военно-Морской музей, открывшийся в здании Биржи, в Ботном домике находится его копия. Копию выполнили в 1996 году на Петрозаводе, новое судно участвовало в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

Петропавловский собор - уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой половины XVIII века почти без изменений сохранил свой первоначальный облик. Уже во время возведения земляной крепости 29 июня 1703 года, где на месте существующего собора была заложена маленькая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.

С 1712 года Петербург становился столицей Русского государства. Столице нужен главный кафедральный собор. И вот на месте деревянной церкви по проекту Д. Трезине начинается строительство Петровского собора. Он строится 21 год (1712-1733). Петровский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировки, наружной отделки здания–наиболее характерные черты этого стиля. Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание, его стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличных окнах.

Самая интересная часть собора колокольня. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Ярусы соединены завитками – волютами, которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой балине. Шпиль собора вознеся над городом как символ утверждения России на берегах Невы, как символ выхода её к просторам Балтики. Собор самое высокое здание Санкт-Петербурга. (Если не считать вышку телевизионного центра). Его высота- 122, 5 метров, высота шпиля - 1, 6 метра, высота фигуры ангела –3, 2 метра, размах крыльев –3, 8 метра. План собора не похож на традиционные планы русских церквей. Это прямоугольное сооружение “зеркального” типа. Внутреннее пространство собора разделено на три части мощными пилонами. Интерьер собора праздничный и нарядный: помещение просторное и светлое (длина 61 метр высота около 16 метров), огромные окна заливают его светом. Петровский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров. Хоронить в соборе стали по указанию Петра I. Сам Петр I похоронен у южной стены собора. Он умер 27 января 1725 года рано утром. 30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями.

Ансамбль архитектурный анса́мбль архитекту́рный

(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчинённых единому ритму , размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль , 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь , 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко , Б. Ф. Растрелли , 1748-54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).

Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656-65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчёркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через её центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.


Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806-23) расположен на набережной Невы. Протяжённый фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединёнными связующими их звеньями. Подчинённость боковых частей центру подчёркивает взлёт башни с высоким шпилем, помещённой над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зелёная архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определённых видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647-52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зелёные насаждения, газоны и цветники.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "ансамбль архитектурный" в других словарях:

    ансамбль архитектурный - Группа сооружений, объединённых между собой и с окружающей средой в общую художественную композицию, воспринимаемую как единое целое [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN architectural ensemble DE… … Справочник технического переводчика

    Группа сооружений, объединённых между собой и с окружающей средой в общую художественную композицию, воспринимаемую как единое целое (Болгарский язык; Български) архитектурен ансамбъл (Чешский язык; Čeština) architektonický soubor (Немецкий язык; … Строительный словарь

    Ансамбль архитектурный - (от франц. ensemble вместе, сразу, совокупность, стройное целое) гармоничное единство зданий или сооружений, связ. единством фасадов, стиля, времени или места постройки. М. б. преднамеренно созданы или сложиться в процессе эволюции. В Европе… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. ансамбль архитектурный. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия

    - (франц. ensemble вместе). 1) соответственность, пропорциональность частей между собой и по отношению к целому, общий вид, гармония. 2) в музыке: соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения; стройное, точное и согласное… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ансамбль(фр. ensemble совокупность, стройное целое). В Викисловаре есть статья «ансамбль» … Википедия

    Ансамбль Исаакиевской площади (Санкт Петербург) … Википедия

    Современная энциклопедия

    АНСАМБЛЬ, ансамбля, муж. (франц. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого нибудь целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение всеми артистами драматической или… … Толковый словарь Ушакова

    Ансамбль - (французское ensemble совокупность, стройное целое), 1) взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое либо целое (например, архитектурный ансамбль). 2) В сценическом искусстве художественная согласованность всех… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря Architectural ensemble of the Savior-St Andronicus monastery , Мерзлютина Н.. Выход альбома приурочен к 70-летию основания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Издание открывает серию, которая будет посвящена уникальному музейному…