Горнолыжные курорты ингушетии. Цори Ингушетия горнолыжный курорт Гостиницы и цены в Цейском ущелье

И посетил места будущего и текущего строительства нескольких Горно-Туристических центров. Вопреки общественному мнению, формируемому в основном СМИ, места эти на удивление спокойные, а местные жители очень гостеприимные и радушные. Говорят, что в тех краях есть обычай: если в дом простучал человек, то ему всегда откроют дверь, накормят, напоят, спать уложат и 3 дня никто не спросит, откуда он и куда путь держит, если сам того не расскажет.

С самого начала я немного беспокоился. Сами понимаете: Чеченский и Грузино-Осетинский конфликты, Беслан, постоянные новости про спец.операции федеральных войск. Искал в сети информацию о том, как там сейчас, писал друзьям обитающим на Кавказе, пересмотрел весь YouTube по тегам «Ингушетия» и «Джейрах». В итоге стало понятно, что пока своими глазами не увижу, с людьми не поговорю – не пойму.

ДЕНЬ 1.

Вылетели рано утром в субботу (08.09.2012) из Внуково. Пункт назначения – Магас , столица Ингушетии. Время в полете 2 часа.
Аэропорт новый, в будущем претендует на звание международного. Ну поживем – увидим. Если что, второй вариант прилета/вылета – аэропорт Беслан (Владикавказ , Северная Осетия). Мы через него возвращались.
Итак мы в аэропорте Магас.

Садимся по машинам и мчимся в горы. График плотный, а у нас только 2 дня на все, про все.
По пути, в пригороде Назрани, посмотрели Мемориал памяти жертв политических репрессий.

Осматривая достопримечательность, я перекинулся парой слов с местными ребятами студенческого возраста, которые попросили меня сфотографировать их рядом с памятником последнему защитнику Брестской крепости Уматгирею Барханоеву . Ребята поинтересовались, какая нелегкая меня сюда занесла и сказали, что рады гостям. У меня осталось очень приятное впечатление от общения.

Продолжая конную тематику мемориала, мы заехали на ферму. Здесь разводят коней-спортсменов.

Жеребцов выводили в загон, представляли и давали им волю. А те и рады)))

Добрались до въезда в ущелье затемно. Миновали пункт пограничного контроля (если что, пропуска можно выписать на месте) и уже через 30 минут въехали на территорию лечебно-оздоровительного комплекса «Армхи».
День был так насыщен событиями, что я только сейчас вспомнил, что ехал смотреть горнолыжные склоны. Но уже темно. Отбой…

ДЕНЬ 2.

Глаза открыл в 7:30. Сквозь занавеску проглядывало голубое небо. А я было думал, что не развидняет… Повезло. Вышел на балкон и… ВАХ! Вот это бомба! Какие склоны! Жаль только, что южные.

Первым делом иду смотреть окрестности. Склон за гостиницей северный. Первую трассу уже делают именно здесь (см.поз.1).

Лес интересный. В основном сосны и липы. Немного березы. Есть лесной орех, алыча, дикая яблоня. Встречается пробковое дерево. Местами довольно густой подлесок. Интересно как все это зимой снег засыпает? Местные говорят, что метр лежит уверенно. Наверх то зимой они поди и не ходят…

Немного побродив по склону за гостиницей, нашел первую просеку. Оказалось - под подъемник. Ширина метров 40-50. Прошел немного вверх. Крутая. Средний уклон в нижней части градусов 25. Конца не видел, уходит за перегиб.

Выше не пошел, решил искать основную трассу. Здесь довольно много живописных тропинок. По ним и отправился дальше.

Нашел довольно быстро.

Вот что в итоге получается: склон северный. Выпадающий снег лежит с конца декабря по конец марта. Протяженность трассы 1200 метров. Уклон видимой части - градусов 15. Надо будет приехать зимой, оценить снежные условия в окрестностях.

Подъемники привезли при нас и складировали на территории местного ДРСУ. Фоток к сожалению нет. Было темно. В общем докладываю: работа идет полным ходом. Запуск канатки планируется на декабрь. Поживем - увидим.

Вообще этот склон не является ключевым. Просто учебная трасса лечебно-оздоровительного комплекса «Армхи». Главные объекты будут находиться немного в другом месте. Это ГТЦ «Армхи» (см.поз.2) на южном склоне хребта Скалистый и ГТЦ «Цори» (см.поз.3) сразу на двух (северном и южном) склонах хребта «Цорейлам».
Конечно южное расположение ГТЦ «Армхи» на первый взгляд кажется не очень выгодным, но там запланирована система искусственного оснежения. Верхняя станция будет располагаться на отм.2993,7м (вершина Столовая). Перепад высот от 300 метров до 1,5 километров. Общая протяженность трасс ГТЦ «Армхи» составит 11 км.

ГТЦ «ЦОРИ» будет иметь сразу 2 обширные зоны катания с северной и южной экспозицией, объединенные общей сетью подъемников. Верхняя точка 3032,9м (вершина Гуржус). Здесь планируется так же установить систему искусственного оснежения трасс, построить парк, и даже отвести зону для фрирайда на склонах с северной экспозицией. Перепад высот на склонах «Цори» составит от 200 метров до 1,7 километра. Общая протяженность трасс ГТЦ «Цори» составит 57,4 км (из них 25,5 на южных склонах и 31,9 на северных). Впечатляет правда?

Концепция развития данного региона предусматривает развитие хели-ски и ски-турных маршрутов по историческим и природным памятникам долины, строительство биатлонного центра, ледового дворца и многое другое. Так же планируется, что летом район горно-туристических центров «Армхи» и «Цори» будет привлекать любителей скалолазания, трекинга, рафтинга, даун-хила, и других видов спорта.
Где-то там за облаками будет ГТЦ «Армхи».

Любители даун-хила думаю оценят как местный лес, так и открытый ландшафт.

Из всего сказанного может сложиться впечатление, что это место подходит только для экстрималов. Это не так. Любители прогулок легко смогут подняться в горы по тропам, которые ведут на высокогорные пастбища.

Если вам посчастливится, вы сможете увидеть тура, серну или лесного кота. Нам попадались только кони.

В обед, нагулявшись по окрестностям, мы сели на машины и отправились смотреть замковые комплексы, коих здесь несметное множество.

Боевые башни Эрзи.

Здесь я пообщался с местным стариком. Хотя слово «старик» к нему не применимо - он так лихо «шпарил» в гору… Встретились на тропе, поговорили. В двух словах он сказал: это лучшее место на земле, мы всем здесь рады. Попрощавшись, я пообещал, что обязательно еще приеду, и мы отправились дальше.
Дороги здесь, кстати, разные.

Некоторые асфальтированы, но большинство еще грунтовые.

Однако это не важно, когда из окон авто открываются такие виды.

Следующий пункт нашей поездки – древний христианский храм предположительно датируемый VIII веком. Т.е.до крещения Руси.

Невероятно, что все это дошло до наших дней.

Самой дальней точкой нашей поездки стал комплекс оборонительных башен :

Мы заехали довольно далеко. До границы с Чечней здесь всего 11 км по прямой. Тихо, спокойно. Рядом погран.отряд. Собственно где-то здесь неподалеку и планируется строить ГТЦ «Цори».

На обратном пути останавливаемся на берегу реки Асса, что бы посмотреть на башенный комплекс и скалы хребта Цорейлам.

Мне кажется, бэйсерам и вообще любителям полетать здесь тоже есть чем заняться…

Удивительное место. Словами это не передать. Нужно просто приехать и самому все ощутить.

Зимой – горные лыжи, сноуборд, ски-тур, бэккантри, лыжные прогулки и походы; Летом – горный велосипед, трекинг, параплан, скалолазание, конные прогулки. И все это на фоне почти нетронутых человеком величественных пейзажей и древних башенных комплексов.

Конечно, инфраструктура здесь еще не дотягивает до уровня настоящего горно-туристического центра, но первый шаг сделан. И сделан он в верном направлении. Не знаю как вы, а я сюда еще приеду и не раз.

Ролик министерства по туризму республики Ингушетия

13:06 — REGNUM Оценивая туристский потенциал Ингушетии, генеральный директор ОАО "Курорты Северного Кавказа" Сергей Верещагин отметил, что курорты Армхи и Цори - места, где можно развивать все виды туризма Об этом 18 октября сообщили в пресс-службе главы региона.

В совещании по вопросу развития туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Сунженского и Джейрахского районов, которое прошло на самой верхней точке горнолыжной трассы в селении Армхи Сергей Верещагин, говоря о перспективности Джейрахского ущелья как природного памятника, привлекающего внимание туристов уникальностью и первозданной красотой, пообещал оказать помощь в строительстве инфраструктурных объектов. "Только на эти цели, по нашим подсчётам, нужно потратить порядка 700 миллионов рублей. Главное - у населения есть понимание того, что мы созданием рабочих мест даём им возможность почувствовать уверенность в завтрашнем дне", - подчеркнул директор ОАО "Курорты Северного Кавказа".

Юнус-Бек Евкуров сообщил, что силами частных инвесторов, главным из которых выступает группа компаний " Акрополь " , на ингушских курортах Армхи и Цори уже построены горнолыжная трасса длиной 1,2 тыс. метров, канатная дорога, ресторан, бассейны, магазин экипировки и снаряжения для горнолыжников. Общий объем инвестиций составит около 100 млрд рублей. В проект уже вложено свыше 200 миллионов.

Основной горнолыжной базой в Ингушетии станет курорт Цори, где для этого есть более подходящие природные условия - малолесистые и пологие склоны и устойчивый снежный покров зимой. Горный ландшафт Джейрахского района позволяет строить лыжные трассы любой категории сложности.

По словам Юнус-Бека Евкурова, в особой экономической зоне помимо объектов туризма в Джейрахском районе построены большая школа, физкультурно-оздоровительный комплекс, прокладываются новые дороги, почти готова к сдаче районная больница на 50 посещений в смену. Три года назад с территории курорта был снят режим пограничной зоны, теперь для отдыха не требуется оформление специального пропуска. Отдыхать и тренироваться здесь смогут не только горнолыжники, но и пловцы: для плавания в летнее время можно использовать бассейны, созданные для оснежения склонов.

Напомним, решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Ингушетии принято правительством РФ 29 декабря 2011 года, а 27 января 2012 г. в Москве подписано соглашение между Республикой Ингушетия, минэкономразвития РФ, ОАО "Курорты Северного Кавказа", администрациями Джейрахского и Сунженского районов о создании ОЭЗ. В республике планируется построить два горно-туристических комплекса - Цори и Армхи. По предварительной оценке, площадь курортов составит 50 кв. км, будет проложено 62 км горнолыжных трасс, на которых установят 19 подъемников.

Горнолыжный курорт Цори будет расположен на просторах Ингушетии у реки Гулойхи. Оказавшись здесь, среди снежных холмов, кажется, что время останавливается. Цори поражает величественной красотой своих горных вершин, привлекает постоянством покоя и равновесия. Он принимает туристов из разных стран круглый год. Здесь можно вдоволь насладиться катанием на лыжах или сноубордах, укрепить свое здоровье, налюбоваться ослепительной красотой зимней природы и вернуться домой полными сил и впечатлений от активно проведенного отдыха. На сегодняшний день запланированы целый ряд проектов для придания этому курорту статуса международного, для активного развития его инфраструктуры.

Положительным моментом является то, что пологие склоны Цори позволяют развивать здесь почти все виды зимнего спорта и все виды туризма. Важен и тот факт, что к активному отдыху будут привлекать и людей с ограниченными возможностями. Для них к 2019 году планируется возвести специальный лифт, специальную лыжную трассу, где беспрепятственно смогут ездить инвалидные коляски.

Обзорное видео

Отличительные особенности

Аул Цори



Каменные башни в ауле Цори датируются, условно говоря, 12-17 веками. Сегодня башни заброшены и частично разрушены, но когда-то это был мощный комплекс замкового типа, возведённый на гребне горного выступа у горы Цори. Комплекс состоит из трёх внушительных боевых и примерно 20 жилых башен с различными пристройками и погребальными сооружениями. Он был выстроен цоринцами, одним из ингушских обществ, которые в 19 веке играли ведущую роль в Ассинском ущелье. В период позднего Средневековья Цори был своего рода духовным, экономическим и политическим центром всей округи. Являясь изначально центром одноимённого шахара (союза общин — тейпов), в 19 веке он стал ядром, вокруг которого происходило объединение тейпов в единый ингушский народ. Каждая из башен обладает собственным характером: разные формы камней, арки над дверями и окнами, количество и пропорции последних, а главное, декоративные элементы. Ремесленники и мастера, учёные люди и зодчие Цори славились своим искусством на всю округу. Внешняя схожесть множества башен комплекса объясняется аналогичностью их пропорций: вероятно, цоринцы нашли своеобразный единый золотой стандарт соотношения частей построек. Тем не менее каждая из башен обладает собственным характером: разные формы камней, арки над дверями и окнами, количество и пропорции последних, а главное, декоративные элементы. Самые высокие из пятиэтажных башен Цори достигали 24 м.

Любуясь Цори вблизи, можно разглядеть на стенах многих построек сохранившиеся орнаменты, сделанные очень простым и одновременно оригинальным способом: для того, чтобы украсить строения, некоторые камни из ровных стен вынимали, создавая рельеф. Кроме того, башни украшают простые рисунки и солярные символы, высеченные на камнях, — так называемые петроглифы. Особенная отличительная деталь оформления башен — это изображение ладоней возводившего их мастера у входа. Башни Цори были обнесены внушительной каменной стеной, остатки которой сохранились по сей день. Кроме того, к стенам Цори примыкала полуметровой толщины стена с воротами, которые тщательно охранялись, представляя собой своего рода КПП на исторической Дороге ингушей. Сейчас от стены сохранилось только само основание. На соседнем с Цори холме можно увидеть ещё три башни — это башни Аргауг, боевая и две жилых. Отсюда открывается отличный вид на Цори сверху, хотя забираться не слишком удобно: тропы нет. Одна из славных легенд, связанных с Цори, рассказывает о девушке-воине, храброй наезднице Могушке. Предание гласит, что девушка командовала отрядом из шести с лишнем десятков воинов-мужчин и устрашала врагов своей отвагой. В середине 17 века после смерти девушки в Цори для неё был выстроен отдельный трёхъярусный мавзолей, Могушка-каш. Это семиметровая усыпальница с многоярусной крышей, возведённая на скале на южном краю аула.

На Кавказе планируется построить ряд горнолыжных курортов. Ингушетии не осталась в стороне от этих проектов и в Джейрахском районе планируется также построить курорты "Цори" и "Армхи".
Однако планы-планами и сегодня очень важно знать ответ на вопрос: а как - же на самом деле должен выглядеть и функционировать современный горнолыжный курорт?
Ответ на этот вопрос ищем на страницах популярного издания Daypic.Ru:

Многие из вас не были на горнолыжных курортах и мы бы хотели рассказать о том, как работает эта огромная структура. Действующее лицо – Les Arcs – достаточно популярный курорт с 425 километрами трасс, располагающийся на высотах от 1600 и до 3200 метрах.
(36 фото)

1.Ну, главное на курорте – место проживания. Обычно, это мелкие альпийские деревушки, заселенные местными круглый год с различными отелями. Но в Les Arcs несколько иначе. Практически все «Арки» состоят из отелей, spa-центров, ресторанов,магазинов и т.д. Но всё же есть и частная собственность. Вот так например выглядит «Арк» 1950.

2.Год выдался очень снежным, поразглядывайте балконы отелей

4.Ну,хватит сидеть в отеле – пошли на гору. Вся огромная территория курорта представляет зависимую паутину трасс и подъёмников. Для того,чтобы на них кататься нужно купить специальную карточку – ski-pass, можно купить ski pass сразу на несколько разных зон катания. Так,например, мы могли съездить в Куршавель покататься на день и в 3 долины.

5.Видов этих подъёмников – куча! Вот первый, часто люди приезжают из близлежащих городов к самому низу курорта, а оттуда ходит вот такой вот паровозик.

6. Оттуда забираемся всё выше, выше, выше и выше. Можно на бугеле (вставляешь таблетку между ног и она тянет тебя, не самые приятные ощущения…).

7. Самый распространенный вариант – кресельный подъёмник.

8. Кабинки часто возят на дальние расстояния, километров так на 5. А-то если холодно, ветер в лицо – опупеешь на открытых подъёмниках ехать.

9. Еще вот такие допотопные открытые,стоячие кабинки есть.

10. Вообще, я был на многих курортах, и в Арках народ тратится на подъёмники меньше всего. Очень часто они старенькие и неудобные. Если сравнивать с курортами Австрии – небо и земля. Там они модернизируют их чуть ли не каждый год.

11. Ну и еще один хочу показать. Он соединяет 2 разных зоны катания.

12. ну а дальше – поееехали! Трассы разбиты по уровням сложности.
Зеленые- совсем легкие
Синие – легкие
Красные – средние
Черные- сложные
Понять,что за трасса можно по специальным столбикам по бокам трассы.

15. Так же в Арках очень много места для катания по целине. Ощущения абсолютно разные. Там кататься сложнее, но едешь, как по маслу.

16. Из-за огромного количества снега, а следовательно появлялась опасность схода лавин, сотрудники курорта подрывали опасные участки. Иногда скидывали шашки с вот таких вертолетов.

17. А иногда и сами взрывали.

18. Ах да, если вы путешествуете с детьми, то можете отдать их в школу. Там за ними присмотрят настоящие профессионалы своего дела. Ну как профессионалы.. Ребенок плачет – им пофиг) Ну а если честно,то они большие молодцы, быстро и хорошо научат кататься ваше чадо. Да еще так научат,что удерживаться за ними не сможете! Ну а если хотите,то и сами можете пойти в школу.

19. ну мимими же,да?)

21. Обычно,мы на горе проводили по 6 часов. Понятное дело,успеешь устать, проголодаться. Тогда на помощь приходят различные кафешки. Там можно принять ванну, выпить чашечку кофЭ, ну и покушать.

22. Правда вот с последним у французов беда… На горе вкусно покушать очень тяжело… Другое дело – австрияки и немцы! У них всегда есть вкуснейший штрудель, венский шницель….. мммм…..

23. Но приехали мы сюда зачем? КА-ТА-ТЬСЯ => нужно чем-то жертвовать.

24. Что еще нужно для счастья?

25. Теперь поговрим о безопасности на трассах. С этим всё очень серьезно. К сожалению, лыжи – очень травмоопасный спорт и я каждый день видел, как кто-то очень неудачно летел… Часто это зависит не от тебя. Ты можешь кататься на уровне чемпиона мира, однако сверху может ехать тот,кто только учится и влететь в тебя… Склоны патрулируются множеством снегоходов, спасателей и даже вертолетов.
На фотографии упавший лыжник во время ночного катания и спасатели.

26. Если же, не дай Бог, случай совсем тяжелый,то вас немедленно эвакуируют на вертолете и доставят в ближайшую госпиталь.

27. Итак, катальный день подходит к концу – на склонах появляются бугры, наледь, где-то уже и травка показывается…

28. А ведь их всегда нужно держать в хорошем состоянии!

29. Тогда на склоны выползают ратраки – огромные махины со специальным оборудованием для выравнивания трасс.

30. Думаю, все понятно, как они работают. А если нет – расскажу. Сзади у них под желтой штукой скрываются острые шипы, которые тащятся по склону, и тем самым они выравнивают трассу.

31. Вот эта фоточка не моя, а нагло украденная у мамы.

32. Пару лет назад я катался за рулем на такой штуке, если найду фотографии и видео – обязательно покажу!

33. Город засыпает, а ратраки всю ночь будут объезжать все!!! 425 !!! километров трасс.

34. Вот так выглядят их треки.

36. Вот и всё. Пожалуй, я многого об этом не знаю, но то,что видит обычный отдыхающий – рассказал.