Действия при ЧС на борту самолета: аварийном взлете, посадке, разгерметизации и пожаре. Что необходимо при аварийной посадке самолёта При аварийной посадке надо принять

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

§ 14. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле.

Автобус один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.


Эвакуация из автобуса через аварийный выход


Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40 % троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров. Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.


Эвакуация из троллейбуса (трамвая)


Метро транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.



Четвёртая зона опасности вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;

Не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;

Не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;

Не подходить к краю платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда; рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;

Не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;

Не паниковать, если поезд остановился в тоннеле; ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;

Не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;

Помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

Многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;

Автомобили обладают высокой скоростью движения;

В потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

Во время движения нельзя открывать двери;

Нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;

В машине надо иметь аптечку и огнетушитель;

Во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;

Нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками – в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство – блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

Вопросы и задания

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.

2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.

3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.

4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?

5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.

6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?

7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.


ЗАДАЧА 18.

Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.

2. Открыть коробку и посмотреть, что там.

3. Сообщить машинисту.

4. Выкинуть коробку в окно.


ЗАДАЧА 19.

Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.

2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.

3. Поехать в поликлинику.

4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.


ЗАДАЧА 20.

Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °C. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.

2. Пойти через лес.

3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.

4. Вернуться домой.

5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).


ЗАДАЧА 21.

Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.

2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.

4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.


ЗАДАЧА 22.

Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.

2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.

3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.

4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.

5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.


ЗАДАЧА 23.

Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.

2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.

4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.

5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.

6. При остановке покинуть машину.

§ 15. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт на сегодняшний день остаётся одним из самых распространённых, так как он сравнительно дёшев и относительно безопасен. Но опасность аварий на нём всё-таки существует, так как для остановки поезда, несущегося на большой скорости, требуется не менее километра. Спасателям бывает сложно быстро прийти на помощь его пассажирам в случае аварии, так как железнодорожные магистрали часто проходят вдали от населённых пунктов и автомобильных дорог.

Опасность подстерегает не только в поезде. Опасными зонами являются также железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Здесь существует реальная угроза не только для работников железной дороги и пассажиров, но и для людей, проживающих вблизи от железнодорожных путей, станций, вокзалов и депо.

Опасные зоны железнодорожного транспорта

Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на пристанционных территориях (посадочных платформах, железнодорожных путях и переездах, на вокзалах и в поездах). Эти наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта приведены на схеме. Хотя скорость движения поезда при маневрировании, подходе к платформе невелика, видимость для машиниста и пассажиров очень ограничена. На подъездных путях много различных технических устройств (семафоры, стрелки перевода путей), поэтому существует опасность повредить ноги. Пересекать железнодорожные пути лучше всего по подземным, надземным или обозначенным переходам. Если всё-таки приходится выходить на пути (например, на небольших станциях в сельской местности), надо быть особенно внимательными и осторожными, не пересекать пути, не осмотревшись, и никогда не торопиться. Помнить, что железная дорога зона повышенной опасности!


Как не пострадать от железнодорожного транспорта:

Не ходить по железнодорожным путям, особенно там, где есть стрелки, не играть на путях;

Не подлезать под вагоны, при переходе через пути пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами;

Не бегать по платформе в ожидании поезда;

Не стоять у края платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда;

Не высовываться из окон во время движения поезда;

Не открывать наружные двери тамбуров и не выпрыгивать при движении поезда.


Разместившись в вагоне на своём месте, надо безопасно расположить багаж. Тяжёлый и громоздкий багаж лучше не класть наверх, а разместить его внизу под нижними полками. Подумать о своей безопасности во время сна (особенно на верхней полке). Изучить правила поведения пассажиров, которые вывешены в вагоне.

Что делать в случае крушения поезда:

Попробовать выбраться через окно;

Не думать о багаже: жизнь дороже;

Не уходить далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, постарайтесь не отходить от взрослых;

Выпрыгивать из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни; при этом надеть на себя как можно больше одежды, защитить голову прыгать по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединённые вместе ноги, а затем перекатами и кувырками гасить скорость падения.


При возникновении в вагоне пожара следует немедленно сообщить об этом проводнику, а в пригородной электричке – по переговорному устройству машинисту поезда. После этого по указанию должностных лиц поездной бригады необходимо быстро уходить в передние или задние вагоны поезда, плотно закрывая за собой двери.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные зоны железнодорожного транспорта.

2. Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете к своему вагону. Как вы поступите?

3. Составьте список необходимых в поезде вещей.

4. Что должен знать пассажир? Какие правила он должен соблюдать?

5. Что необходимо делать в случае аварии?

6. Что делать, если в вагоне электрички возник пожар?


ЗАДАЧА 24.

Вы с родителями спешите на электричку. Опаздываете на поезд. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия.

1. Бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд.

2. Пройти до перехода и выйти на платформу.

3. Пролезть к платформе под товарным вагоном.

§ 16. Авиационный транспорт

Современные самолёты надёжны, и полёт на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов, машин. Самолёт очень сложная машина, да и погода во время полёта бывает не всегда тихая и солнечная. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3000 человек.

В полёте самолёт всегда автономен, его безопасность обеспечивается работой десятков людей на Земле: техников, связистов, диспетчеров. Но как бы он ни был совершенен, любой полёт на нём всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полёта, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.

Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит безопасность полёта.

Как вести себя в салоне самолёта:

Перед взлётом и посадкой занять своё место и не ходить по салону;

На полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);

Внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;

Во время полёта изучить правила применения средств безопасности;

Следить, чтобы при взлёте и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бёдер;

При опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.

В катастрофических ситуациях на самолётах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров паника и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще.

Следует учитывать это и никогда не прекращать борьбу за свою жизнь.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, возможные во время полёта, и вместе подумаем, как из них выйти.

При аварии на самолёте запас времени для действий очень мал, поэтому страх, паника только увеличат опасность, сократят это время. Необходимо действовать разумно: от этого зависит ваше спасение.

Если авария происходит при взлёте, посадке или на большой высоте, пилоты постараются прервать полёт и посадить самолёт, однако аварийная посадка в этом случае не будет мягкой.

При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуто, голова наклонена как можно ниже, руки прикрывают голову, ноги упираются в спинку переднего сиденья.

Убрать от себя громоздкие, тяжёлые и другие опасные предметы, способные нанести ранения. Постараться надеть на себя верхнюю одежду.

После аварийной посадки необходимо не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покинуть самолёт можно только через аварийные выходы. После выхода из самолёта нужно отойти от него на безопасное расстояние, так как возможен его взрыв. Действия должны быть чёткими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит здоровье и жизнь.


Безопасное положение при аварийной посадке


При разгерметизации самолёта во время полёта у пассажира есть только несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре в самолёте надо выполнять все команды экипажа. После приземления самое главное как можно быстрее покинуть самолёт, а для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к выходу следует на четвереньках, пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше (опасен не столько огонь, сколько дым). Закрыть рот шарфом или платком (если возможно, мокрым). Не брать с собой ручную кладь, проявлять решительность и дисциплинированность.

При аварийной посадке самолёта на воду нужно надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при выходе.

Вопросы и задания

1. Если вам приходилось летать на самолётах, расскажите о своих впечатлениях.

2. Расскажите о правилах безопасности на авиационном транспорте.

3. Вспомните и расскажите о каком-либо фильме или книге, где показана (описана) аварийная ситуация на воздушном транспорте.


ЗАДАЧА 25.

Во время полёта в самолёте возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Не паниковать, выслушать информацию экипажа.

2. Сгруппироваться перед посадкой, закрыть голову руками и наклониться вперёд.

3. Одеться.

4. Отправиться к экипажу выяснять ситуацию.

5. Пристегнуться ремнём безопасности.

6. Подготовить свои вещи к эвакуации.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Учебные вопросы.

1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиаци-онном транспорте. 2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным и авиа-ционным транспортом.

Цель. В конце урока учащиеся должны:

а) знать: o об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте; o правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным и авиационным транспортом; б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.

Основное содержание урока.

На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом пере-движения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опас-ность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Попросите школьников перечислить опасности, которым могут подвергнуться лю-ди в этих местах. Сформулируйте вместе с ними причины опасностей.

Объясните учащимся как удобно и безопасно расположить в вагоне багаж.

Предложите школьникам сориентироваться в следующей ситуации:

Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Как вы поступите?

Обсудив этот вопрос вместе с учащимися разработайте основные правила безопасного по-ведения при пользовании железнодорожным транспортом.

Обратите внимание школьников на то, как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

O попытайтесь выбраться через окно в своем купе; o не думайте о багаже - жизнь дороже; o не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть ря-дом со взрослыми; o не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по воз-можности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

Что делать в случае пожара в поезде? Ответ на этот вопрос найдите с помощью схемы 12.

Задайте школьникам вопрос: приходилось ли им летать на самолетах? Попросите рассказать о своих впечатлениях.

Известно, что современные самолеты надежны и гарантируют безопасный полет. Однако, совсем безопасных механизмов и машин пока нет, и чем они сложнее, тем больше вероятность поломки или аварии.

Приведите примеры авиакатастроф.

Затем расскажите, как должны вести себя пассажиры в салоне самолета?

Предложите учащимся обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.

При пожаре в поезде нельзя

O спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью; o выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов; o сеять панику.

Ситуация 1. При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело со-гнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые пред-меты, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только че-рез аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исклю-чается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.

Ситуация 2. При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько се-кунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

Ситуация 3. При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему ава-рийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисципли-нированны.

Ситуация 4. При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его - лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде? Расскажите о правилах безопасности на авиатранспорте. Какие аварии случаются во время полета на самолете? Как нужно действовать во время аварийных ситуаций на самолете? Как правильно принять безопасное положение при аварийной посадке самолета?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 4. Темы 4.3 и 4.5. Задачи 23 и 24.

Поурочное планирование курса ОБЖ в 5 классе

Урок 14. Железнодорожный и авиационный транспорт

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

А. После тщательного инструктажа пассажиров и если того требуют условия, необходимо снять крышки с люков аварийных выходов и сложить их на кухне или в уборных. При вынужденной посадке на воду не следует открывать выходов, которые могут оказаться ниже уровня воды после посадки самолета.

Б. В случае пожара на самолете аварийные выходы могут быть открыты только в строго указанное время.

B. Необходимость освобождения кабины от дыма в некоторых случаях определяет, какие выходы следует открывать.

Г. При невозможности открыть аварийный выход следует выбить окно аварийным топором.

Действия экипажа перед выходом из самолета

Если в кабине темно, то перед приземлением следует зажечь аварийное освещение.

Как только самолет остановится, нужно открыть соответствующие выходы и начинать эвакуацию пассажиров из самолета.

Радиопередатчик

Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик "Джибсон Гёрл" или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.

Если самолетная радиостанция не была повреждена при посадке, то можно воспользоваться ею для установления связи.

Случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Самое простое — слушать внимательно перед полетом информацию , которую рассказывают . Пассажиры обычно занимаются посторонними делами, когда они показывают, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. Это неправильно. В случае аварийной посадки самолета на воду или на землю эти сведения могут спасти вам жизнь.

Обязательно ознакомьтесь с инструкциями, которые вкладывают в каждый кармашек кресла пассажиров. Это не займет много времени, но поможет понять, как вести себя в случае катастрофы.

Статистика доказывает, что шансов выжить больше у тех пассажиров, кто выбирает большие самолеты , не маленькие. Согласитесь, что лучше лететь на , чем на стареньком кукурузнике.

Информация, которую рассказывают стюардессы перед полетом, может спасти вам жизнь!

Выбор места внутри салона тоже влияет на ваши шансы на выживание. Если самолет терпит крушение, то, в большинстве случаев, сначала разрушается передний отсек, а затем задний. Такое может случится и с хвостом, и с крылом. Самое главное — чтобы ваше кресло находилось в 5 рядах от аварийного выхода . Тогда вы сможете быстро выбраться из салона, если самолет совершил аварийную посадку.

80% всех катастроф проходит в первые три минуты после взлета и последние 8 минут перед посадкой. В эти периоды надо пристегнуть ремень и не спать. Если вы любите снимать обувь на время полета, то обязательно наденьте ее обратно.

Теперь рассмотрим, что нужно делать при разгерметизации салона/пожаре на борту/посадке на воду или на землю.

При декомпрессии

Первое, что вы услышите при разгерметизации кабины, это оглушительный рев . По салону начнут летать незакрепленные вещи. Все вокруг будет, как в тумане. Вы почувствуете боль и шум в ушах. Может заболеть живот.

Сразу одевайте кислородную маску , которая автоматически выпадет сверху. Даже если это кажется вам эгоистичным, но вначале вам нужно ее одеть, а потом уже помогать одевать их своим близким, даже детям. Нехватка кислорода — это очень опасно. Вы можете очень быстро потерять сознание. Поэтому лучше позаботиться о себе, а потом уже помогать окружающим.

Разгерметизация очень опасна, так как вызывает нехватку кислорода.

Вторым вашим действием должно быть закрепление ремня безопасности . Экипаж будет направлять терпящий бедствие самолет на . Если катастрофа очень серьезная, то он будет попросту падать. Чтобы не выпасть из кресла, нужно застегнуть ремень.

При пожаре в салоне

Практически каждая пятая авиакатастрофа сопровождается пожаром на борту . Если такое произойдет, то снимите синтетическую одежду (колготки и т.д.). Она легко плавится. Вещи из материалов, которые плохо горят, лучше наоборот надеть.

Накиньте сверху плед или одеяло , если они есть под рукой. Дыхательные пути рекомендуется защитить с помощью смоченной в какой-либо жидкости тряпкой. Передвигаться по салону лучше на четвереньках .

Ползите через разбросанные по полу предметы или через кресла. Если за аварийным люком виден огонь или идет дым, то не открывайте их. Не теряйте надежду! И старайтесь выбраться из самолета . Помогайте другим людям.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров .

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя . Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять . Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном . Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет . Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.


36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.