Путешествия в турцию на машине. Из россии в турцию на автомобиле через грузию Движение по Грузии

Многие водители хотят попробовать свои силы и добраться в Турцию на автомобиле через Грузию . Чтобы совершить это увлекательное путешествие , понадобится проехать 3700 км по маршруту: Москва — Ростов — Владикавказ — Верхний Ларс — Тбилиси — Батуми — Самсун — Корум — Анталия. Желательно покидать Россию не в одиночку, а в составе небольшой команды, придерживающейся тех же интересов, так как в дороге может произойти что угодно. Перемещаясь по незнакомой территории на нескольких автомобилях , всегда проще решить какую-либо возникшую проблему. .

От Москвы до Тбилиси вполне реально добраться за 3 дня. В течение первого дня можно проехать 1100 км, заночевать в Ростове-на-Дону и на следующий день проехать еще 700 км до Владикавказа.

Дорога на карте от Москвы до Ростова-на-Дону

Маршрут на карте от Ростова-на-Дону до Владикавказа

Чтобы долго не искать в путешествии место для ночлега, желательно заранее закачать в навигатор Навител. В этом приложении есть карты с гостиницами. Также можно забронировать номер в отеле через .

На промежутке от Москвы до Ростова-на-Дону дорожное покрытие неплохого качества, поскольку это часть федеральной трассы М 4 «Дон».

Вид на трассу М 4 «Дон»

На промежутке от Ростова до Владикавказа (E115/E117) лучше использовать GPS-навигатор с картами РФ от компании «Навител». Добраться до Грузии проще, если двигаться по главной дороге, ориентируясь на дорожные указатели на Владикавказ.

На промежутке трассы от Москвы до Воронежа существует 7 платных участков, на которых стоимость проезда для легковых автомобилей составляет до 700 руб. За Воронежем платные участки трассы заканчиваются, а вместе с ними и качественное покрытие дороги.

На промежутке от Ростова до грузинской территории в 2019 году платных участков пока еще не будет. В Краснодарском и Ставропольском крае много постов ГБДД, поэтому лучше не разгонять автомобиль до предельной скорости.

Заправка авто и питание

Самое дешевое топливо (если рассматривать только проверенные бренды) — на промежутке от Москвы до Владикавказа. В поездке желательно заправляться на АЗС сетевых брендов типа ТНК, Роснефть и пр.

По всей трассе М 4 «Дон» огромное количество ресторанов, кафе, чебуречных и других заведений общественного питания. Качество пищи в них может колебаться в широких пределах. Чтобы не рисковать собственным желудком, лучше есть пищу, приготовленную перед поездкой , или воспользоваться одним из кафе при АЗС.

Перед прохождением грузинской границы лучше поменять рубли на доллары и зарезервировать номер в Тбилиси. Поскольку для российского автолюбителя Грузия — страна неизвестная, то лучше не ночевать в сомнительных мотелях и гостиницах.

При въезде на русско-грузинскую границу необходимо предъявить заграничный паспорт, а после его проверки и досмотра авто можно проехать через нейтральную территорию до грузинской границы. На таможне не стоит рассказывать о желании посетить Турцию , иначе будут большие проблемы. Цель поездки — туризм. На КПП Гудаури проставляются отметки в паспорте, в это же время осуществляют стандартный допрос (что везешь, сколько денег при себе, есть ли наркотики и оружие) после чего можно проехать на территорию Грузии .

Так выглядит КПП Верхний Ларс

Если вы хотите быстро пройти таможню, то лучше это делать ночью. В случае, если вас интересует местный пейзаж, то проходите КПП днем. Но будьте готовы к тому, что любоваться природой придется на протяжении всего дня, так как в дневное время суток на пункте собирается большая очередь.

На авто по Грузии

Движение в Грузии правостороннее, а максимально допустимая скорость для населенных пунктов составляет 60 км/ч, за их территорией — 70 км/ч, на автомагистралях — 90 км/ч. Дорожное покрытие между крупными городами Грузии европейского качества, на остальных же участках оставляет желать лучшего. Надписи на дорожных знаках выполнены на грузинском языке и продублированы на английском.

Достопримечательности обозначены знаками коричневого цвета. Местное население Грузии предпочитает своеобразный стиль вождения, поэтому если вы перемещаетесь автомобилем , взятым на прокат, лучше не полагаться на здравый смысл, а внимательно наблюдать за дорогой. В Тбилиси дорога похожа на все европейские покрытия: ровная с четким нанесением разметки на ней. В этом городе стоит остановиться для полноценного отдыха.

Красивый вид на столицу Грузии-Тбилиси

Небольшой номер в простой гостинице можно снять за 25-27 долларов. За эти деньги вам предоставят помещение, в котором находятся: двухместная кровать, телевизор, душевая кабинка и прочие радости, необходимые в таких поездках .

Следующий этап продвижения вперед — Тбилиси-Батуми. Автобан от Тбилиси в сторону Батуми неплохого качества. По дороге между городами видны красивые горы и ущелья, но не стоит в процессе рассматривания не свойственного для России пейзажа упускать из виду спидометр. Как только стрелка на нем покажет превышение дозволенного, появится грузинская патрульная машина . Штраф за превышение скорости в Грузии составляет 20 лари (600 руб.), разговор по телефону за рулем обойдется в 10 лари (300 руб.). По европейским меркам — это минимальные штрафные санкции, но местное население считает их вполне жесткими.

Таких АЗС как «ВР» на территории Грузии нет, поэтому придется довольствоваться заправкой на «ЛУКОЙЛ». На заправочных станциях «ЛУКОЙЛ» можно не только заправить автомобиль , но и помыть его всего за 6 лари (180 руб). Стоимость А-95 — примерно 2,15 лари (50 руб.), цена дизельного топлива — 2,10 лари за 1 л.

Вид вечером на набережную Батуми

Статуя «Love», сделанная в виде мужской и женской фигур, собирает возле себя огромное количество туристов. Каждая из фигур двигается по своей орбите, пересекаясь между собой 1 раз в 10 минут. В этот момент 2 фигуры сливаются в единое целое.

Смотрите в видео: движущая статуя «Love» в Батуми.

Перед выездом из Батуми в Турцию желательно хорошо отдохнуть и заправить полный бак горючего, так как после пересечения таможни стоимость бензина увеличится минимум в 3 раза.

Для того чтобы попасть из России в Турцию через грузинскую территорию, необходимо преодолеть КПП Сарпи. Процедура прохождения таможни на всех пунктах практически не отличается: все те же вопросы (цель пребывания в стране, есть ли при себе оружие, наркотики и пр.), тщательный досмотр автомобиля , проверка документов. Примерно через полчаса можно пройти таможенный контроль и продолжить поездку .

Местонахождение КПП Сарпи


В последнее время путешествия на машине в Турцию обретают всё большую популярность. Основным достоинством является относительно невысокая протяжённость маршрута, а также возможность делать остановки, когда нужно, и наслаждаться местными пейзажами и достопримечательностями, которых встречается на пути движения множество. Рекомендуется ехать в кампании лиц с общими интересами, чтобы любая непредвиденная ситуация не смогла застать врасплох.

Что потребуется для поездки?

Путь не близкий, однако дорога на собственной машине не является проблемой, если позаботиться обо всём заблаговременно. Список необходимых базовых вещей можно представить следующим образом.


Время в пути

Поездка в Турцию через Грузию – смелый шаг. В пути придётся провести от 1 дня до нескольких суток, в зависимости от удалённости места проживания от границы. Наиболее удобен такой вариант путешествия для жителей Приволжского, Центрального, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Удалённость и схема движения

На границе Грузии с Турцией располагается пограничный контрольно-пропускной пункт «Сарпи». Именно через него проходит основной поток туристов, мечтающих хорошо отдохнуть и добраться самостоятельно.

Исходная точка Расстояние до КПП «Сарпи», в километрах Время в дороге без остановок
Москва 2 022 27 часов
Санкт-Петербург 2 747 34 часа
Краснодар 688 13 часов
Ставрополь 824 12,5 часов
Ростов-на-Дону 950 16 часов
Воронеж 1 510 23 часа
Самара 2 038 28 часов
Казань 2 263 31 час
Нижний Новгород 2 206 30 часов
Екатеринбург 2 984 41 час

Дорога из центра

При движении из столицы Российской Федерации путь проходит по трассе М-4 «Дон». Дорога идёт до г. Ростов-на-Дону через Воронеж. Данный отрезок пути имеет протяжённость около 1 000 километров. Проехать дистанцию можно за 1 день, а после остановиться на ночлег. Дорога просторная (4 полосы) с отличным дорожным покрытием. На пути встретится 2 участка платной дороги (по 35 и 60 рублей соответственно).

Трасса М-4 «Дон»

Затем необходимо проехать через Кущевскую и Октябрьск до момента пересечения с дорогой Р-217 «Кавказ» через Владикавказ. Дальнейший пусть проходит по трассе A-161 «Грузия-Владикавказ». Особенность данного участка – горная местность с всего лишь двумя транспортными полосами. Трасса имеет множество опасных спусков и подъёмов. Полностью путь займёт около 2 тысяч километров, затем остаётся проехать до Тбилиси ещё 150-170 км. С отечественной стороны дороги хорошие, есть всё необходимое для небольшого перекуса и ночёвки: множество кафе и заправок, гостиниц.

Путь из северной столицы

Самый оптимальный вариант – это движение по трассе М-10 «Санкт-Петербург – Москва» через такие города, как Валдай и Тверь. В Москве нужно по Московской кольцевой автомобильной дороге выехать на М-4 «Дон». Общая протяжённость отрезка – свыше 2 700 километров, поэтому придётся сделать 1-2 ночлега.

Екатеринбург

Практически такую же дистанцию следует преодолеть при движении из Екатеринбурга (около 2 900 километров). Путь начинается с трассы M-5 «Урал» через такие города, как Кыштым и Уфа. Спустя 1 500 километров от момента начала движения, в городе Тольятти, рекомендуется сделать остановку и передохнуть. Путешествие продолжится по трассе Р-228 «Сызрань-Волгоград» и по Р-221 «Волгоград-Элиста» В последний день путешествия путь пройдёт через Северную Осетию и Буденовск до Владикавказа, откуда нужно будет добираться в Грузию по трассе A-161.

Поездка из Самары

Путь не очень близкий – около 1 700 километров. Начало движения по трассе Р-228 «Сызрань-Волгоград», а затем через Владикавказ до Верхнего Ларса. В Волгограде следует остановиться, он славится множеством достопримечательностей и имеет развитый гостиничный бизнес.

Ростов

Данный вариант один из самых коротких. Проехать можно по описанному ранее маршруту «Из Москвы» без остановок. Путь будет пролегать через Армавир и Нальчик.

Заправки и питание

Самые низкие цена на бензин — по всем описанным участкам на пути из Москвы до Владикавказа с постепенным уменьшением стоимости в процессе движения.

Следует отдавать предпочтения известным брендам АЗС (например, Роснефть, Газпром и т. п.), чтобы избежать неприятных ситуаций в пути, так как расстояние до дома значительное и любая поломка повлечёт массу неприятных впечатлений.

На трассах M-4 «Дон», M-10 «Санкт-Петербург – Москва» и M-5 «Урал» множество ресторанов, кафе и мелких быстро обслуживаемых пунктов питания (шаурма, пирожки, чебуреки и т. п.), а также хостелов и гостиниц.

Пересечение российско-грузинской границы

Место въезда в Грузию только одно – это контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс». Работникам таможенной службы необходимо предъявить заграничные паспорта на всех членов поездки, а также технический паспорт и водительское удостоверение. После процедуры досмотра автотранспортного средства (не более 3-5 минут) и выяснения цели поездки возможно будет продолжить движение. При объяснении цели не рекомендуется говорить, что направляетесь в Турцию. Лучше отметить, что движение направлено в Грузию с целью туризма.

Время стояния перед КПП может может существенно различаться. В «жаркие» периоды оно достигает 10-15 часов, а в обычное время не более 50-100 минут. Нужно заблаговременно позаботиться о воде и продуктах питания.

Для въезда в Грузию нет необходимости приобретать международную страховку, а визовый режим отменён ещё в 2012 году.

Движение по Грузии

В данной стране широко развивается туризм. Поэтому на большинстве дорог (особенно по популярным туристическим направлениям) выполнен капитальный ремонт (давность не более 3-5 лет). Однако можно встретить множественные участки бездорожья, основная причина которых – сход селевых потоков. Они периодически разрушают трассы и способны остановить движение полностью. Местные органы власти обычно оперативно решают данные проблемы, но качество дороги заметно ухудшается, да и время в пути возрастает. Например, на трассе от Коби до Гудаури вообще нет асфальта, путь проходит по песочно-земляной полосе. Рекомендуется избегать данного направления, так как можно легко повредить дно автомобиля.

Движение в стране правостороннее. Ограничение скорости в населённых пунктах установлено на отметке 60 км/час, за пределами городов – 70 км/час. На высокоскоростных магистралях разрешено развивать скорость, не превышающую 90 км/час. Рекомендуется выбирать крупные дороги, которые отличаются не только высококачественным покрытием, но и множеством мелких кафе, где можно перекусить и временно остановиться.

Все надписи на околодорожных табличках выполнены на местном языке, а также продублированы на английском. Любые интересные объекты и достопримечательности отмечены коричневым цветом.

Особенность местного населения – особый, «дикий» стиль вождения. Нужно быть внимательным и постоянно следить за дорогой, особенно если автомобиль взят на прокат.

В столице государства самые хорошие дороги и с прекрасной разметкой. В ней рекомендуется задержаться, если нужно сделать остановку и хорошо отдохнуть. Самый маленький номер в гостинице обойдётся не дороже 25-30 долларов США. За эти средства предоставляют помещение с кроватью (если нужно – двуспальной), телевизор, доступ к Интернету, персональный туалет и душ.

Из Тбилиси путь пролегает по трассе «Тбилиси-Батуми». Дорога простирается через множество гор и ущелий. Местные патрульно-постовые службы тщательно следят за соблюдением порядка на дорогах, особенно за транспортными средствами иностранных граждан. Скорость лучше не превышать, штраф за превышение составит – 20 лари или 520 рублей. За общение по телефону за рулём придётся выложить 10 лари или 260 рублей. Данные штрафы – самые низкие в Европе, однако местное население так не считает.

1 литр бензина стоит около 50-60 рублей. Автомойка обойдётся всего в 200 рублей. Из наиболее надёжных и популярных АСЗ хорошо себя зарекомендовала «Лукойл».

Пересечение границы Турции

Есть 2 основных пути – это КПП «Сарпи», располагающийся на прибрежной территории с красивыми пейзажами, и КПП «Вале», который менее популярен и располагается в области Адигено.

Первый контрольно-пропускной пункт всегда забит очередями, простоять в период массового наплыва туристов можно до 5-6 часов. В ночное время очередей обычно не бывает. КПП «Вале» практически всегда свободен. Оба пограничных образования работают круглые сутки. Процедура проверки включает осмотр автомобиля и проверку документов.

Согласно местным принятым правилам таможни, с собой можно взять до 30 пачек сигаретных изделий, не более 1 литра крепкого алкоголя (более 22 градусов) или не более 2 литров менее крепкого напитка. Прочие продукты (чай, кофе, шоколад, конфеты и т. п.) не должны весить свыше 1 килограмма. При провозе таких устройств, как ноутбук, камера, предметы спортивного инвентаря в количестве, не превышающим 1 штуку, лишних вопросов не возникнет.

  • огнестрельное, холодное и прочее оружие;
  • поддельные денежные средства;
  • биологические, химические, ядерные и токсические вещества;
  • пиратскую и незаконную продукцию;
  • порнографию на различных носителях носителях (диски, книги, журналы);
  • наркотические и психотропные компоненты, а так же любые лекарственные вещества, оказывающие психотическое действие.

Если Вы планируете ввезти в Турцию личный автомобиль, то нужно приобрести таможенную лицензию, дающую право на провоз транспортного средства.

Вопросами получения лицензии занимается Министерство туризма и автотранспорта Турции. Документы недееспособны, если:

  • истёк срок действия таможенной лицензии;
  • свидетельство оформлено на другое лицо, отличное от указанного в доверенности.

Специфика движения в Турции

Согласно отзывам большинства туристов, турецкое дорожное покрытие имеет высокое качество. Местные службы отдают вопросам ремонта и возведения магистралей, тоннелей и транспортных развилок значительное внимание, так как хорошо развит туризм. В государстве множество горных дорог с резкими подъёмами, опасными поворотами и крутыми спусками, но они широкие: от 4 до 8 полос. Горные магистрали с серпантинами лучше подходят для транспортных средств с дизельными двигателями и механическими коробками передач, дополнительно такие машины позволят сэкономить до 13-15% топлива.

Дорожные правила Турции гласят, что максимально разрешённая скорость в любых населённых пунктах – 100 км/час, по пересечённой местности – не более 130 км/час. Любые поисковики радаров, разговоры по телефону воспрещены. В стране есть масса бесплатных и платных парковок. Они помечены меткой Park Yeri.

По данным на 2018 год стоимость 95-го бензина составляет около 6,3 лир (69 рублей) за литр, а 95 – 5,8 лир (64 рубля) за литр. Поэтому лучше заранее запастись топливом в Грузии, так как его цена на 10-20% ниже.

Основные плюсы и минусы поездки в Турцию на автомобиле

Столь долгое путешествие имеет массу положительных и отрицательных моментов. К достоинствам следует отнести следующие.

  1. Положительные эмоции. Данный вид поездок подойдёт для людей, которые любят достопримечательности и прочие культурные объекты, делая множество остановок. Поездка на поезде или полёт на самолёте на позволяют увидеть таких красивых мест.
  2. Точность маршрута . Общественный транспорт имеет определённый путь движения, выбор которого определяют исключительно временем в пути.
  3. Спидометр . Турция – высокоскоростная страна, скорость разрешённого движения значительно превышает установленные законом ограничения в России и Грузии.

Минусы также имеются.

  1. Высокие цены на топливо и значительная трата времени . Оплата бензина может отнять до 50-60% общего туристического бюджета. Дополнительным недостатком являются затраты на питание и временное проживание в мотелях. Общественный транспорт экономнее и быстрее.
  2. Трудности с выбором жилья . На месте не всегда удаётся выбрать наиболее дешёвые места для ночлега.
  3. Значительные очереди на границах государств и возможные проблемы с таможенными службами.

Таким образом, путешествие в Турцию через Грузию может стать отличным вариантом, который подарит массу приятных впечатлений, хотя не сэкономит время и денежные средства. Нужно запастись продуктами питания, расходными материалами и запасными деньгами, чтобы из любой неприятной ситуации выйти победителем!

Видео — В Турцию на автомобиле

Собрались совершить путешествие на машине в Турцию?

При въезде на машине в Турцию на срок менее 2-х месяцев таможенные документы не требуются. Для предъявления дорожной полиции вполне достаточно иметь российские водительские права, техпаспорт автомобиля и свидетельство о страховании гражданской ответственности. Страховой полис можно приобрести на границе. Международное страховое свидетельство действительно по всей стране.

Для планирования поездки в Турцию на машине есть два варианта путей: по дороге, через несколько границ и морем - паромом из Сочи на Стамбул или Трабзон.

Путешествие на машине в Турцию по суше через страны ближнего зарубежья.

Едем на машите до Болгарии. Болгария вполне цивилизованная страна, с нормальными чиновниками и нормальным отношением. Если же Вам удалось счастливо миновать пограничные кордоны остальная часть авто путешествия пройдет хорошо и с удовольствием. Не нарушая правил движения, дорожную полицию в самой стране Вы можете не увидеть вовсе.

На границе в Турции Вам придется купить визу 20$, зарегистрировать ее в полиции. Потом паспортный контроль и пошлина за машину 10$. За 4 доллара Вам отпечатают декларацию на автомобиль и тогда можно проходить таможенный досмотр. Приграничные чиновники не знают ни слова по-русски, но хорошо читают по-английски. Если Ваши документы в порядке и Вы не везете ничего недозволенно, все закончится благополучно.

Еще одна статься расходов - мост через Босфор, платить надо только один раз, за проезд на машине туда и обратно. Законы в Турции и, особенно в транзитных государствах могут меняться, поэтому перед путешествием лучше проконсультироваться.

Морское путешествие на машине, паром из Сочи в Турцию


Путешествие на машине в Турцию паром из Сочи снимает проблему общения с транзитными странами, но дороже. Цена колеблется от 350 до 450 долларов). Паромом, пересечение границы не исключает бюрократических процедур.

За оформление документов могут выставить приличный счет . Это зависит от машины. Владельцы не дорогих авто имеют шансы проскочить границу долларов за 30, а владельцы иномарки оценивается в 100-150. А если у Вас не дай вам бог Мерседес или БМВ то цены вырастают в разы! И все-таки на Турецкой границе существует закон и порядок!

Весной у мужа возникла идея съездить летом на машине в Грузию. Сначала эта идея мне не очень понравилась - ехать далеко, опять Черное море... Но потом я прошерстила интернет, и поняла, что я таки хочу в Грузию! Невероятной красоты природа, доброжелательные люди, практически полное отсутствие преступности, различные вина - вот неполный перечень причин, воодушевивших меня на поездку.

К сожалению, в мае в Дарьяльском ущелье произошел большой сход селя, и погранпереход Верхний Ларс под Владикавказом долгое время оставался закрытым. В новостях обещали вот-вот открыть его, и мы решаем ехать! Но перевал к нашему приезду, в июне, так и не открыли, нам пришлось объезжать Кавказский хребет через Азербайджан.

Вот карта, на которой отмечена дорога, по кторый мы ехали от Москвы до Тбилиси через Азербайджан:

День первый - дорога по России

Выезд из Москвы в 6.10, на трассе почти в 7 утра, солнышко, едем.

Возле станицы Павловская уходим с М4 на Е50 (Р217), т.е. с трассы "Дон" на трассу "Кавказ".

К 20.00 доезжаем до Армавира, на ее объездной находим мотель с кафе (название, кажется, "Встреча") и останавливаемся на ночевку.

Мотель находится на встречной стороне дороги. Минус мотеля - периодически какой-то странный технологический шум за окном всю ночь. Холодильника в номере нет, Wi-Fi также отсутствует.

День второй - дорога по Кавказу

Ранний подъем, в 6.00 выезжаем на трассу. Слева, а затем и справа вдали начинают виднеться горы, радуемся, фотографируем их из окна автомобиля.

Проезжаем Пятигорск, улыбаемся, вспоминая Жорика Вартанова и СевКавТВ))) - телевышка на горе сама наводит на эти мысли. В 11.00 въезжаем во Владикавказ. С помощью таксиста, а потом из интернета узнаем, что Верхний Ларс закрыт еще на неопределенное время, принимаем решение ехать через Азербайджан. Выезжаем из Владикавказа, и через некоторое время попадаем на полицейский пост республики Северная Осетия-Алания, где останавливают всех подряд, некоторые машины осматривают. Нас просят пройти зарегистрироваться. Данные из паспортов записывают, все спокойно. Выезжаем с поста и через пару минут - снова пост, снова останавливают и просят зарегистрироваться. Говорим, что мы уже сделали это, но не тут то было - это уже Ингушетия - следующая республика. Подходим к полицейской будочке, улыбаемся и спрашиваем - что нужно. А ничего, поговорили - и езжайте дальше.

Про дороги на этом участке можно сказать одно - их будут ремонтировать. Когда - неизвестно, асфальт снят, дорожной техники практически не видно, едем медленно. Где-то там, за горами - Грузия...

Джигитовость участников движения всё возрастает, отсутствие асфальта не останавливает лихачей. Блокпосты полиции встречаются довольно часто, но останавливают нас только на одном - в Чечне, скорее ради интереса. Полицейский в бронежилете, на наш вопрос «Как тут у вас?» - говорит, что на трассе спокойно, а вот в горах постреливают.

Из окна автомобиля видно, что в Чечне больше всего порядка, дорога и населенные пункты ухожены, чисто, есть мечети.

Въезд и выезд из республики оформлены вот такими воротами с портретами главных руководителей:

Вообще портретов по трассе на территории Чечни встречается довольно много.

Город Грозный остается в стороне, но красивый знак стоит на дороге, останавливаемся его запечатлеть - мы там были!

Чечня заканчивается и начинается Дагестан. На встречной замечен вот такой необычный автомобиль:

Появляется довольно много мусора на обочинах, автомобилисты лихачат на каждом метре дороги. Резко обгоняют, выскакивая на встречку, резко перестраиваются и тормозят на обочине - логики их поведения не видно, главное - быстрые решения и быстрое исполнение маневра. Видели последствия аварии - две машины вышли лоб в лоб, и еще одну задели. На этом месте моментально образовалась пробка, джигиты старательно объезжали стоящие в пробке машины по имеющемуся свободному дорожному пространству и выстроились в 6 (!) рядов, заняв и обочину, и встречку. С той стороны были такие же лихие джигиты, и они также заняли все 6 рядов, и машины встали намертво с обеих сторон. Джигиты такие джигиты)))). Благодаря усилиям полиции машины понемногу сдвинули в три ряда, и потихоньку началось движение, потеряли минут 40 в пробке.

Заправки по дороге все "местечковые", названия либо свои, либо подделка под известные бренды, типа "Росснефть", "Ликойл", и т.п. По трассе от Владикавказа и почти до Махачкалы слово WC вообще не существует...

Под Махачкалой встречается настоящий Лукойл, на котором мы, наконец-то, заправили свою машину. У них же есть схема, на которой отмечено, где еще в Дагестане есть настоящий Лукойл.

Приблизительно к 21 часу подъезжаем к погранпереходу Яраг-Казмаляр. Пересечь его можно только на транспортном средстве, пешком нельзя. Въезжаем, таможенники начинают осматривать машину и говорят - надо взять все вещи из машины и отнести их в руках на сканер, потом с ними пройти через таможенников и пограничников и снова в руках отнести их назад в машину. Вещей много, что-то несем, с чем-то "договариваемся", машину осматривают таможенники, затем водитель тоже должен пройти через здание с пограничниками и вернуться к машине, чтобы ее отогнать. В здании небольшая толпа народу - все едут на рынок в Баку. Примерно за час проходим российскую границу и подъезжаем к азербайджанской. Становимся в очередь, беседуем с другими водителями. Очередь движется медленно, наконец добираемся до таможенников. Тут тоже нужно все вещи из машины отнести на сканер, но присутствуют признаки цивилизации - тележка. Выгружаем на нее все сумки, везем к сканеру, там их типа просвечивают (у нас с собой свинцовые груза для подводного плавания - но они не привлекли никакого внимания, хм), забираем на тележку и отвозим снова к машине. С трудом узнаем, что же делать дальше. Нам ставят закорючку на листик и отправляют в другое здание, там типа продолжать оформление. Вот там и начинается все самое интересное. Постройки на погранпереходе новые, красивые, на этом цивилизация заканчивается. В помещении - окна для приема документов, толпа народу с паспортом и техпаспортом и несколько листков информации на азербайджанском языке. Азербайджанцы старательно работают - старенький дедушка за дальним столом одним пальцем тычет в компьютер, что-то распечатывается, молодой на подхвате - подсказывает, где находятся нужные буквы. Ждем...

День третий - дорога по Азербайджану

День начинается с ожидания на таможне. Наконец-то стопка документов напечатана, и началась ее раздача - это всё ещё для предыдущей партии ожидающих. После этого собирают документы у собравшейся толпы перед окошком, и у нас в том числе. Несут стопку на дальний стол, начинают ее тасовать (после мы уже узнаем, что очередность зависит от количества вложенных купюр). Опять медленно, но верно, одним пальцем старый служивый заполняет бланки. Через время начинают отдавать документы тем, кто знал, сколько нужно положить в паспорт для ускорения процесса. Потом очередь доходит до остальных. С нас требуют пару тысяч российских рублей, выдают две бумажки - страховка и дорожный налог. Потеряна куча времени и сил, да еще и время у них отличается от московского на час вперед.

Выезжаем с таможни почти в 4 утра, очень уставшие, едем в Баку. Спасибо навигатору, который знал, куда надо ехать, потому что отсутствие асфальта вызывало сомнения - а туда ли мы едем в темноте? Оказалось, что едем туда, куда надо, через время въезжаем в городок Quba, который очень напомнил мне Египет - похожие постройки и подсветка зданий. Почти на автопилоте уже на рассвете добираемся до Баку. Ищем отель, заранее посмотренный в интернете на .

Навигатор смело приводит на искомую улицу, на которой нет ни одной таблички с названием улицы и номером дома. Ничего похожего на отель нет, едем по улице и думаем, что же делать... И вдруг видим указатель на наш отель! Сворачиваем к нему, договариваемся о "ночевке" с 7 утра до 14 дня, менеджер высчитывает сумму - получается 90$. Номер большой, чистый, аккуратный - все как на картинке в объявлении, есть холодильник, Wi-Fi, единственный минус - окно закрывается неплотно, периодически свистит ветер. Падаем спать, глаза слипаются. Подъем в 13.00, выезд в 14.00.

Желания смотреть Баку не было совсем (спасибо таможенникам), поэтому сразу стартуем на Грузию. Видами столицы Азербайджана любуемся из окна автомобиля.

Проезжаем мечеть, кирпичные заборы (такое большое их количество, наверное, предполагает активное развитие заборостроительных институтов))))), видим Каспийское море и нефтевышку.

Наступила поздняя осень. В деревне Докша, что в Предуралье, с деревьев уже давно облетела листва, за ночь на лужах образуется тонкий ледок, а днем тает.

По времени уже должен лежать снег, но в этом году зима задержалась, и нам повезло – поедем на своей машине в Турцию без гололеда на дорогах. Можно было бы выехать и на месяц пораньше, но проблемы с долгосрочной визой () , и ограничение в полгода пребывания одного автомобиля в Турции, вносят свои коррективы в дату отъезда.
Позвонили в Сочи, узнать насчет парома – оказалось, что причал закрыт, и грузовой паром не ходит.http:// Другой паром Новороссийск – Самсун ходит два раза в неделю. Для нас он более интересен, так как исключается 560 км из общего маршрута, в том числе и противный серпантин Туапсе – Сочи. Но на этот паром в первую очередь ставят турецкие фуры, и нет, ни какой гарантии, что для нашей машины найдется место. Как всегда в деловой России: есть спрос на услугу, но нет предложения. Нет спроса – зато весь телефон занят СМСками про банковские дорогущие кредиты под 15-30%.
Мы едем на машине из-за нашей любимой собаки – немецкого дратхаара. Если бы на самолете разрешали собаку провозить в салоне, мы бы так и сделали. Но посадить любимицу в клетку и в багажный отсек самолета – такой стресс не для собаки и не для нас. Это к теме о спросе и предложении услуг в России.
Остался вариант переезда на машине в Турцию через Грузию. Великое дело – Интернет. Можно найти любую информацию. Спасибо сайту autotraveler.ru Пересечение границы Грузии Документы Для пересечения государственной границы Грузии на автомобиле, кроме загранпаспорта, вам потребуются следующие документы:
Водительское удостоверение
Свидетельство о регистрации на транспортное средство
В том случае, если владелец транспортного средства остался дома, то у вас должна быть нотариально заверенная доверенность на английском языке. На грузинский язык её переводить не требуется. Виза Если на вас не распространяется безвизовый режим (из стран бывшего СССР это только Туркменистан), то вам следует получить визу.
Гражданам РФ, въезжающим на территорию Грузии на срок до 90 дней, виза не требуется. Дополнительные сборы В Грузии отсутствует требование об обязательном страховании автомобиля и гражданской ответственности.
При пересечении границы Грузии автомобилисты не облагаются никакими дополнительными сборами и налогами. Пограничные КПП На автомобиле в Грузию на законном основании можно попасть через следующие пограничные контрольно-пропускные пункты:
Пограничный участок Грузия - Турция:
КПП «Сарпи» - трасса Е70 Батуми-Хопа
КПП «Вале» - трасса Е691 Вале-Пософ Пограничный участок Грузия - Россия: КПП «Казбеги» (Грузия) - «Верхний Ларс» (Россия) - трасса Владикавказ-Тбилиси
С 1 июня по 1 окт2013 года КПП "Верхний Ларс" работает круглосуточно.
Данное решение было принято в связи с тем, что на границе скапливались большие очереди, особенно в летнее время.
В этом режиме КПП "Верхний Ларс" будет работать до конца сентября. По итогам эксперимента будет принято решение - оставлять ли такой режим работы круглый год.
Ранее часы его работы были ограничены интервалом:
с 1 марта до 1 ноября - с 6.00 до 22.00 часов
с 1 ноября до 1 марта - с 7.00 до 19.00 часов Пересечение границы Порядок прохождения границы со стороны России следующий:
Подъезжаете к шлагбауму при въезде на КПП и получаете в будке контрольный талон.
Проезжаете шлагбаум и направляетесь на пограничный контроль, включая осмотр ТС с применением зеркал.
После осмотра все должны пройти паспортный контроль и получить штамп о пересечении границы.
После паспортного осмотра необходимо пройти таможенный контроль. При этом необходимо выгрузить из машины все вещи. Не исключён осмотр ТС с применением рентгеновской установки.
Данный порядок применяется как при въезде, так и при выезде из России и может занять 2-3 часа.
Порядок прохождения границы со стороны Грузии значительно проще и занимает не больше 10-15 минут. В большинстве случаев не требуется даже выходить из машины. Данный порядок действует одинаково со всеми граничащими странами.
Все документы подаются в одно окошко. Туристы фотографируются через открытое окно машины. Никаких виз в паспорт не проставляется.

Маршрут проложил навигатор: Докша – Набережные Челны - Самара – Саратов- Волгоград- Элиста- Владикавказ - Верхний Ларс. Через Абхазию или Южную Осетию по грузинским законам заезжать нельзя – чревато крупным штрафом или даже вплоть до тюремного заключения.

Поехали Из происшествий - в Татарии попали на участок строящейся дороги, покрытый жидкой глинистой грязью, и скользкий как масло. Одна легковушка в кювете, автобус и фура проскальзывают, не могут тронуться с места. Пока добрались до трассы Уфа – Москва, машина покрылась слоем засохшей грязи и «заглючил» навигатор. Вынужденно пришлось удлинить на 80 км маршрут, купить новый навигатор в Бугульме, и два часа потерять на автомойке.
Нужно отметить, что из года в год дороги становятся лучше. Уже нет ям на трассе, хотя до качества турецких дорог, как до Луны.
В Калмыкии, на окраине Элисты, новый навигатор проложил путь в Моздок через пустырь. Хорошо, что у нас «Ленд Круизер», а на пузотерке не проехали бы. В Калмыкии мы первый раз, поэтому было интересно смотреть на степи, на табуны лошадей и стада баранов на этой травянистой пустыне.


В Моздоке начались проверки машины и запись в журнал проезда на КПП. За 100 км дороги проверяли раз 7-8. На каждом КПП (как в прочем, в любом отделении полиции России) – ориентировки на пропавших, т.е. фотография и описание «…ушел из дома и не вернулся…», только здесь их больше. В Интернете советуют проехать российский Северный Кавказ в светлое время суток, наверное, из-за ям на дороге – мы так и сделали.
До КПП на границе доехали без происшествий. Удивила вереница фур, стоящих в очередь на таможню, длиной 3-4 км. Перед въездом в зону контроля стояло десятка два легковушек, поэтому границу пересекли за час.
На выезде с российской стороны дорогу заблокировали автохамы – в три – четыре ряда, без очереди, по встречной полосе пытались прорваться в зону таможни. На грузинской таможне все осмотрели и оформили за 5 минут и мы без проблем въехали в Грузию. До границы с Грузией по России проехали 2230 км. Если бы не было навигатора, при отсутствии табличек по российским городам можно плутать очень долго. Кавказ Жаль, что темнело и мы не насладись величием Кавказа. На ночлег остановились за Крестовым перевалом.
Хозяйка гостиницы и кафе, молодая женщина, свободно разговаривает на русском. Доброжелательно ответила на наши вопросы. Меня интересовал уровень преступности, есть ли в грузинских горах хулиганы, в какой мере опасно русским появляться в Грузии после известных событий 2008 года? Из разговора, я пришел к выводу, что вполне безопасно. Мы покушали харчо, хачапури с сыром, сказали «гмадлобт» (большое спасибо) и пошли спать. Рано утром градусник показывал -5. Машина покрылась инеем. Поехали по вполне достойной горной дороге – кавказскому серпантину. Нужно отметить, что мы не увидели по грузинской горной дороге шикарных или больших домов, как в Северной Осетии. Все строения довольно бедно выглядят.
На равнине, между Тбилиси и Батуми километров 100 ехали по замечательной автостраде с тремя полосами в одном направлении и разграничительным бруствером и дорожными развязками. Разрешенная скорость 110 км/час, без ненужных отвлекающих дорожных знаков и с достаточным количеством дорожных указателей. Вот так нужно строить дороги и в России, а не как трасса Уфа – Самара в две полосы и максимальной скоростью 90, которую никто не соблюдает.
До Батуми трасса проходит через поселки, поэтому средняя скорость по Грузии получилась не высокой, 450 км мы преодолели за 8 часов. Турция Границу с Турцией прошли за 5 минут, цивилизованно и красиво. Пошел дождь, но на идеальных турецких дорогах он не помеха. По побережью Черного моря мы доехали до Самсуна, а потом повернули на Анкару.
По Турции заблудиться очень сложно, четкие дорожные указатели, в достаточном количестве присутствуют в каждом населенном пункте и на каждом шоссе. К вечеру следующего дня мы прибыли в Аланью – жемчужину турецкого Средиземноморья, где и пробудем до весны 2014 г. (материал опубликован на сайте