Что происходит в вальпургиеву ночь. В вальпургиеву ночь на лысую гору лучше не ходить

Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в обра­зе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высо­ком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствую­щие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и цело­ванием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их ко­ролеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведь­мы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда са­тана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при све­те факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкно­венной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он де­ржит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бес­стыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст », сложилось около конца VIII века , вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками , то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства , несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры , дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году , далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса .

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

Традиции у европейских народов

У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зелёную ветвь (итал. majo, maggio ), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берёт эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает её на дорогу. В Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (жёлтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилийцы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

У словаков и чехов в ночь перед первым маем юноши ставят деревца - «май» (словацк. maj ). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры, с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них - на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно берёзку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей .

У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку, и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зелёные ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić ): парни с горящими мётлами в руках бежали в поле, бросали мётлы в воздух.

У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодёжи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

Изображения в культуре

В литературе

  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита » М. Булгакова .
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге «Маленькая Баба-Яга » писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, так как она ещё не доросла «для танцев».
  • Пьеса в пяти актах «Вальпургиева ночь, или „Шаги командора“» Венедикта Ерофеева .
  • 23-я глава манги Unbreakable Machine Doll носит название «Вальпургиева ночь».
В музыке
  • 5 часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза под названием «Сон в ночь шабаша».
  • Балет «Вальпургиева ночь» -

Словосочетание Вальпургиева ночь вызывает страх и трепет у простого человека. Вальпургиева ночь всегда связанна с какой-то чертовщиной и разгулом ведьм. Обычному человеку невозможно понять, что творится вокруг, и является ли это реальностью. С давних времен наши предки использовали Вальпургиеву ночь для изгнания дьяволов и очищения дома от нечисти. Данный праздник ведет свою историю с древности и относится к языческим верованиям. Он имеет точную дату в календаре, которая приходится на первое мая. В ночь с тридцатого апреля на первое мая все души умерших выходят к людям и устраивают самые невероятные вещи.

Дорелигиозные празднования Вальпургиевой ночи.

Название праздника Белтайн мало кому известно в наше время, а ведь в восьмом веке он был самым желанным и долгожданным для язычников. С многих гэльских наречий название праздника переводится как май, а это значит, что пора выгонять скот на летние пастбища. Многие легенды и поверья связаны с первым мая. В этот день самое главное языческое божество – Солнце спускается с небес на землю и ему необходимо принести жертву. Это делается для того, чтобы весь год был урожайным и не лишенным высшего покровительства.

В ноябре отмечали праздник Самайн, который завершал светлую половину года, открываемую Белтайном. Оба эти дня были очень важны для язычников, потому что символизировали начало и конец благодатного летнего периода. При этом традиционные действия первого ноября и первого мая совпадали. Обязательным ритуалом считалось жжение костров, которые разводили на самых высоких местах.

Подготовка к празднику проводилась очень тщательно. За неделю до торжества все жители занимались сбором особых пород древесины, которая должна была гореть в священном огне. Два огромных костра на горе окружались глубоким рвом. Он предназначался для зрителей.

Задолго до рассвета все жители выходили из домов и, гоня перед собой животных, поднимались к огромным кострам. Они занимали свое место во рву и молча, ждали восхода. Первые лучи солнца давали старт зажжению костра и песнопению. Троекратно весь люд проходили вокруг огня, прогоняли через него стада животных и приносили в дома факела, чтобы освятить и осветить семейный очаг.

У некоторых народов была традиция садить Майский куст и украшать его. В Германии устанавливался Майский шест, возле него проводили игры и водили хороводы. Это веселое торжество было запрещено с приходом христианства, как пережиток язычества. От привычного образа жизни очень тяжело отвыкнуть, поэтому старые женщины, под страхом смерти, продолжали проводить традиционные ритуалы, прячась по густым лесам. Через какое-то время праздник забылся, а весеннее торжество превратилось в шабаш ведьм.

История возникновения Вальпургиевой ночи.

Как ни удивительно традиции празднования Вальпургиевой ночи связаны с конкретным историческим лицом. Уроженка Девоншира – Вальбурга была дочерью саксонского короля по имени Ричард. Собираясь в длительное путешествие в Святую землю, отец очень переживает за безопасность своей маленькой девочки, поэтому оставляет ее на попечение строгой аббатисы Уинборнского монастыря. В этих стенах юной Вальбурге суждено было прожить двадцать шесть лет. Затем, в составе группы миссионерок, монахиня королевских кровей отправилась в Германию. По дороге на судно налетел страшный шторм, и все путешественники впали в панику. Монахиня Вальбурга встала на колени и начала молиться, ее примеру последовали остальные, и шторм исчез так же быстро, как и появился. С тех пор моряки стали почитать ее своей покровительницей.

Пройдя долгий путь монахини и аббатисы, она прославилась своими чудесами, которые совершала с верой в Бога. Дата ее смерти двадцать пятое февраля 777 года. После ее захоронения в аббатстве затеяли ремонт и осквернили могилу святой. Душа Вальбурги пришла к новому настоятелю, и он приказал перенести останки усопшей в пещеру в Айштадте. Это произошло первого мая. Из скалы стала сочиться целительная влага, которая приносила облегчение всем страждущим. После канонизации Вальбурги ее останки развезли по храмам германии, чтобы добиться ее покровительства.

Вы можете задаться вопросом, что связывало эту святую женщину с нечистыми силами, которые выходят на свет в Вальпургиеву ночь? Есть несколько интересных и в то же время подозрительных фактов.
День ее поминовения совпадает с празднованием дохристианского торжества, посвященного приходу весны.
На фресках, изображающих святую, встречаются странные символы, которые не свойственны изображению монахини. Она изображается на фоне лип и гор, а так же с собакой и зеркалом. Все эти символы говорят о ее связи с природными или языческими верованиями, нежели с христианскими. В образе Вальбурги сплелись каноны веры и традиционных обычаев язычников.

Вальпургиева ночь в фольклорном изображении.

Вальпургиева ночь имеет свое отражение и в фольклорном и в литературном творчестве. Это событие не могло остаться незамеченным и с веками обросло множеством легенд, рассказов и небылиц. Родиной их является Германия.
Из средневековья тянется в наши дни предрассудок, что Вальпургиева ночь – это буйство ведьм, захватывающее всю Германию. Деревенские жители при этом сжигали на кострах чучела ведьм и очищали дома и поля от нечисти. Тем временем ведьмы, напротив, препятствовали началу теплого сезона и в страшных плясках и вакханалиях проводили все время до рассвета.

Бытовало мнение, что многие травы в Вальпургиеву ночь приобретают особую целебную силу. В связи с этим, женщины, разбирающиеся в травах, выходили в леса и поля и собирали драгоценные корешки. После этого они потчевали своими отварами всех страждущих с непоколебимой верой в успех и положительный результат.
Жители средневековья свято верили во все рассказы о Вальпургиевой ночи и боялись нечистой силы. Все порядочные люди старались защитить себя и свое имущество.

Традиции Вальпургиевой ночи.

Место сборища всех ведьм – это Лысая гора, которая располагается в Германии. Именно здесь встречается элита мира ведьм. Они приходят, прилетают на метлах и вилах в сопровождении чертей, которые являются их любовниками. Правит бал здесь сам Сатана, который в образе рогатого козла восседает на самом почетном месте в центре. Каждая ведьма обязана выказать владыке свое почтение. Они по очереди подходят к возвышению и целуют повелителя. Особой благосклонностью Сатаны пользуется самая красивая ведьма, которая является заводилой и считается королевой собрания.

Выказав свое почтение Сатане под песни и пляски, все начинали рассказывать, что они наделали за истекший год и какое зло творили. Здесь же решается, что будут делать ведьмы весь следующий год, и какие подлости по отношению к роду человеческому совершат. Сатана – строгий судья, он не прощает тех, кто его ослушался и строго наказывает ударами хлыста.

Чтобы приступить к дьявольской трапезе, ведьмы зажигают многочисленные факелы. Яства на столе своеобразные. Это, в первую очередь мясо лошади, которое употребляется без соли и хлеба. Все напитки подается из рогов, копыт и черепов животных. Над горой раздаются звуки дьявольского оркестра, состоящего из кошачьих хвостов и черепов лошадей.

После обильной трапезы и возлияний, ведьмы устраивают бешеные пляски возле костра. Их кавалеры – бесы не перестают прыгать и вертеться, как на сковородке. Здесь же устраиваются развратные и похотливые оргии, в которых участвуют все, кто находится на горе. Когда Вальпургиева ночь заканчивается, на месте шабаша люди видят голые кости и следы копыт.

Вальпургиева ночь в наши дни.

Традиции предков нашли свой отклик и в наши дни. Многие народы Центральной и Северной Европы продолжают отмечать праздник весны и расцвета природы. Следуя древним традициям, люди жгут огромные костры, стараясь сделать их как можно ярче и больше. Таким образом, они разгоняют собравшихся на шабаш ведьм и очищаются сами силой огня. Весь день на площадях городов проходят концерты со студенческими выступлениями, хороводами и играми. Уже более ста лет по такой программе проводятся торжества в Вальпургиеву ночь. В разных странах, несмотря на общую концепцию праздника, существуют свои особенности его проведения. Традиции являются незыблемыми уже долгое время.

Скандинавы в Вальпургиеву ночь, так же как и другие народы, разжигают костры и проводят очистительные ритуалы. Они сжигают весь мусор, который накопился за год. В честь праздника готовится специальное блюдо – гравлакс. Аналогов ему нет в кулинарных традициях других народов. Свежая рыба – лосось предварительно выдерживается в соли с добавлением сахара и укропа.

В других странах Европы Вальпургиева ночь сопровождается взрывами петард и громкими звуками. Считается, что злые духи, испугавшись шума, убегут подальше в леса, и не будут докучать добропорядочным гражданам. Петарды доверяют взрывать мальчишкам после заката.

Вальпургиева ночь для чехов особый праздник. В этой стране сложено много легенд об этом дне и среди людей живет перед нечистой силой. Чтобы ни одна ведьма не попала в дом и не навредила людям, на порог насыпают много песка и травы. По преданию, они, прежде чем попасть в помещение, пересчитывают все, что лежит на пороге. Чем больше будет песка, тем меньше вероятности, что ведьма справится до рассвета.

Вальпургиева ночь для баварцев время хлопот. В праздник ради шутки двери снимаются с петель и переносятся в другое место, при этом их ручки мажутся пастой или сажей. А если зазеваешься, то шнурки либо украдут, либо свяжут между собой.

Вальпургиева ночь не ушла в историю, а остается действующим праздником. Уникальность торжества в том, что оно содержит в себе три направления: праздник весны, шабаш ведьм и день поминовения канонизированной святой.

В Германии и Скандинавских странах сегодня после заката солнца любители мистики начнут отмечать Вальпургиеву ночь. На традиционный праздник "нечистой силы" здесь собираются, прихватив с собой карнавальные костюмы, тысячи туристов и поклонников ведьм, чертей и колдунов из разных стран.

Вальпургиева ночь /Walpurgis Night/Walpurgisnacht/ - традиционный весенний фестиваль и наиболее значительный из языческих праздников, посвященных плодородию. Она всегда отмечалась в ночь с 30 апреля на 1 мая на большей части Центральной и Северной Европы. Так древние германцы и скандинавы приветствовали расцветающую весну.

Само название "Вальпургиевой ночи" связано с именем святой Вальпурги, Уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году для основания монастыря. Она пользовалась большой популярностью, и скоро ее начали почитать как святую. В Германии Вальпургу считали покровительницей моряков, целительницей, изгоняющей злых духов. На месте ее могилы в скале мироточило "целебное святое масло", помогавшее людям изгонять бесов. В римском списке святых ее день приходится на 1 мая.

В средневековье было поверье, что Вальпургиева ночь - время пиршества ведьм в Германии и Скандинавии. Люди верили, что ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах и плясках.

Сейчас многие полагают, что центр этого буйного праздника - гора Брокен в Гарце. Шабаш ведьм собравшиеся отметят, переодевшись в нечисть, прыгая вокруг костров, изгоняя злых духов, танцуя вокруг волшебного "майского дерева".


Россиянам Вальпургиева ночь известна еще с детской сказки "Маленькая колдунья", где главная героиня пытается попасть на главное сборище ведьм, но ее оттуда изгоняют. Если верить старинной легенде, маленьким на этом празднике и впрямь не было места, ведь ведьмы собирались в Гарце ради оргий. Воспользовавшись специальной мазью, колдуньи летели в Блоксберг, к горе Броккен, на метлах, кошках и козлах и там чествовали своего покровителя, дьявола, который являлся им в образе рогатого. Чтобы укрепить и продлить действие своего пакта с нечистой силой, участницы шабаша выстраивались в очередь и целовали козла в пятую точку.


Поэтизировал старинные верования о шабаше ведьм Иоганн Вольфганг фон Гете в своем бессмертном "Фаусте":

На Брокен ведьмы тянут в ряд.
Овес взошел, ячмень не сжат.
Там Уриан, князь мракобесья
Красуется у поднебесья.
...По воздуху летит отряд,
Козлы и всадницы смердят...

Немудрено, что в средневековье любая знахарка, умевшая готовить мази, могла быть запросто отнесена к числу ведьм. Так погибали от рук инквизиции остатки языческих верований. Впрочем, по современным гуляниям на Вальпургиеву ночь становится ясно, что темные страницы европейской истории манят очень многих.

Дохристианские жители Гарца справляли 30 апреля наступление весны, а также свадьбу Вотана (германского верховного божества), принося многочисленные жертвы. Первое мая считалось у них началом лета. В этот день они наряжались в костюмы и, разводя огонь, изгоняли злых духов. Потом в процессе христианизации изменилось и название праздника, и его смысловая нагрузка. Теперь он сочетает в себе языческие германские и кельтские традиции с католическими. Разобраться, где начинается одно и заканчивается другое, уже практически невозможно.

Праздник получил свое современное название от святой Вальпургии. Вальпургия была монахиней ордена святого Бенедикта. Она родилась в 710 году в семье святого Ричарда и королевы Вунны в Англии и стала впоследствии аббатисой монастыря Хайденхайм. Вальпургия была святой защитницей от чумы, кашля, сумасшествия, голода. Она также считалась покровительницей крестьянок и молодых девушек.

Вальпургиева ночь отмечается с шумом и по сей день: туристы со всей Германии, разодетые в чертей и ведьм, собираются на самой высокой горе Гарца Брокене. Все начинается с танцев, затем разводятся гигантские костры. Частенько устраиваются фейерверки. Иногда этот день еще называют "танцем в май" ("Tanz in den Mai"). Сочетание магии, языческих обычаев и эротики привлекает людей всех возрастов. Во многих местах, где справляется праздник, в программе также значатся выборы майской королевы. Кстати, первые импровизированные ведьминские гуляния, где в шуточном шабаше участвовали переодетые в ведьм и чертей люди, состоялись еще в 1896 году.


В то же время многие традиции связаны со страхом перед нечистью и желанием оградить себя от ее буйства. Так, дворы крестьянских домов в старину защищали с помощью сложенных прутьев и веников. Кресты и пучки травы закреплялись гвоздями на дверях домов, веники ставились хворостом вверх, ночью громко звонили в колокола. Чтобы защитить скот, на пороги хлевов сыпали освященную соль.

Многие древние вальпургиевы ритуалы до сих пор встречаются в крестьянском быту. Во многих областях Германии 30 апреля разводят ведьмин огонь (Das Hexenfeuer), с помощью которого изгоняют злых духов. Сохранилась также традиция прохождения меж двух огней, пламя которых должно очищать и защищать от инфекций. Иногда молодые люди прыгают через костер, держась за руки. В Вальпургиеву ночь по традиции юноши ставят во дворе своих возлюбленных подарочные березы. Огромное дерево, украшенное цветными бумажными лентами и символизирующее плодородие, водружается и посреди деревни. Вокруг него танцуют жители.

В Ирландии и Шотландии в Вальпургиеву ночь празднуется Белтайн, названный так в честь бога Белена. В старом кельтском календаре это начало лета - так же, как Хеллоуин считается началом зимы. Здесь тоже жгут костры, а дома и сады украшают цветами.

Вальпургиева ночь - не только древний языческий праздник, посвященный плодородию, но и день, в который на шабаш собирается всяческая нечисть. Потусторонние силы - понятие международное, но отечественные ведьмы утверждают, что главное место встречи намечено именно в Киеве. Древние верили, что землю опоясывает змея, кусающая себя за хвост, и место, где она себя кусает, расположено над одной из Лысых гор нашего города.

Поскольку в Киеве только официально насчитывается четыре Лысые горы, среди украинских ведьм не утихают споры по поводу того, где же открываются ворота в потусторонний мир.

Самая древняя

Где: в начале улицы Владимирской, недалеко от Андреевского спуска.

Одна из самых древних Лысых гор носит название Старокиевская - сейчас здесь находится Национальный музей истории Украины (ул. Владимирская, 2). Согласно легенде именно на ее вершине стоял один из основателей Киева - Кий. Поговаривают также, что на этой горе, еще до Крещения Руси, князь Владимир устраивал жертвоприношения, в том числе и человеческие. С того времени, по поверьям, на вершине и поселилась нечисть.

Еще в древности на горе построили Десятинную церковь. Но, несмотря на то что землю освятили, здание несколько раз рушилось. Вот и сейчас там можно увидеть лишь руины старого храма.

Самая «нечистая»

Где: к горе примыкают улицы Петра Сагайдачного, Крещатик.

Еще во времена, когда на Руси процветало идолопоклонничество, именно на Владимирской горке стоял большой деревянный идол языческого бога Перуна, которого Владимир в 988 году приказал скинуть в Днепр. До сегодняшних времен дошли легенды, что именно в этом идоле сидел черт. Когда русичи скидывали божка в реку, бес так орал, что его крики были слышны еще много лет. Они исчезли лишь тогда, когда на горке построили Михайловский монастырь. Но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен.

Сейчас здесь находится фуникулер.


Самая кровавая

Где: Андреевский спуск.

Еще одним проклятым местом в Киеве считается Замковая гора. В XIV столетии на ней стоял деревянный замок польского магната, возле стен которого проводили публичные казни преступников и жгли ведьм. По слухам, у замковых стен на костре их сгорело около полутора тысяч.

В 1648 году и сам замок не обошла стороной злая участь - его сжег дотла Богдан Хмельницкий, начиная свой поход на Польшу. Потом, в 1854 году, на ней построили Фроловский женский монастырь, а гору назвали Фроловской. Но и он не устоял. Сейчас там только пустырь, а в немногочисленных зарослях находятся остатки древнего кладбища.

Интересно, что в древности эту гору называли Киевицей. В некоторых словарях это название - синоним слова «ведьма». Старожилы рассказывают, что уже в XIX веке во время проведения строительных работ здесь выкопали целую кучу осиновых колов - якобы именно в этом месте в старые времена хоронили ведьм.

Самая главная

Где: Выдубичи, к горе ведут Саперно-Слободская и Лысогорская улицы, Столичное шоссе.

Именно эта гора и носит название Лысая, или, как ее еще называют, Девичь-гора. Речь идет о знаменитой Щекавице, на которой в 912 году был похоронен киевский князь Олег. Именно сюда, став ведьмой, летала на шабаш булгаковская Маргарита.

Согласно древней легенде сброшенный с Владимирской горки идол Перуна с бесом внутри, проплыв по Днепру, выплыл («видибал») у подножья этой горы. Отсюда и название местности - Выдубичи. В XIX веке тут был построен Лысогорский форт. Но уже тогда на ней вовсю хозяйничала нечистая сила. Среди служивших там офицеров был распространен приказ, в котором говорилось: отправляя солдат в караул, объяснять им, что всякие странные звуки - только ветер да крики птиц, и бояться их нечего. Спустя почти 100 лет форт превратился в тюрьму и место казни государственных преступников. Именно здесь казнен и убийца премьер-министра царской России Петра Столыпина - Дмитрий Багров. Ходят слухи, что именно сюда в годы оккупации тайно приезжал Гиммлер. Цель визита до сих пор не известна, но шеф нацистской полиции был известным поклонником оккультизма.

Лысая гора всегда считалась местом, где собираются ведьмы, русалки, черти, летуницы и другая нечисть, делятся новостями, впечатлениями, обсуждают планы общения со смертными, а на рассвете с криками петуха улетают.


МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Киевовед Михаил КАЛЬНИЦКИЙ:

Издревле места, связанные с колдовством и волшебством, называли Лысыми горами. Но где правда, а где выдумка - сказать тяжело. Сколько людей - столько и легенд.

Например, где сейчас находится жилой массив Троещина, была еще одна гора. Именно ее когда-то и считали самой мистической. Но поскольку она была в основном из песка, люди ее уничтожили.

ДОСЛОВНО

В Украине ведьмы проводят шабаш три раза в год: в Вальпургиеву ночь, в Петров день (29 июня) и на Ивана Купала (7 июля). Но канун 1 мая считается международным ведьминым днем.

До сих пор спорят, какая же Лысая гора в Киеве главная. Но так уж повелось, из-за того что гора на Выдубичах нанесена на карту, ее считают основной. По легендам, именно на нее слетаются ведьмы, устраивают пиршества и совокупляются с демонами. Я б не рекомендовала в эту ночь идти на Лысую гору. В прошлом году один из моих читателей отправился туда - там его и убили. Я не говорю, что это дело рук нечисти, просто современные маргинальные элементы по-своему воспринимают этот день, и никто не знает, что от них можно ожидать.