Самолеты, рухнувшие на жилые дома. Самые крупные трагедии

Ровно 20 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.

Ан-124 «Руслан» - это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.

6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.

От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин , подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:

Игорь Уткин

«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».

К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.

Ликвидация пожара. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. - Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.

«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.

Дом №45 по улице Гражданской. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова . - В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».

Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.

«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев , - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».

Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева . - На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».

Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.

В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.

Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.

Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

Виновные не названы

Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.


  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • Борис Хлебников

  • © Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

  • Борис Хлебников

  • © Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

  • © Иркипедия.ру / Борис Слепнёв

  • ©
Смерть с небес. 1997 год, страшная катастрофа в Иркутске

72 жизни унесла авиакатастрофа 1997 года в Иркутске. Жители микрорайона, на который упал самолет Ан-124 с двумя истребителями на борту, до сих пор со слезами на глазах вспоминают трагические события того времени.

17 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.

Ан-124 «Руслан» – это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.

6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.


От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников
О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин, подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:

«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».

К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.


«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. – Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.

«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.


«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова. – В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».

Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.

«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев, - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».


Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. – На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».


Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.

В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.

Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.


Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

Виновные не названы

Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.

Министр МЧС Сергей Шойгу, который, кстати, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы, выразил мнение, что экипаж не виноват в падении самолета. Пилоты были более чем опытные, командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

Некоторые из жителей поселка авиастроителей уверены, что пилоты не разогрели двигатели и топливо, именно поэтому самолет не смог набрать высоту. Многие свидетели утверждают, что жертв было бы куда больше, если бы самолет пролетел еще несколько метров и упал на более густо застроенную территорию.

Самую невероятную версию трагедии выдвинул писатель Андрей Таманцев в своем романе «Угол атаки». В основе сюжета – происки американских спецлужб, которые якобы пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Память о трагедии

Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.


Светлый, высокий храм открыл свои двери уже в октябре 1999 года. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе близких. Рядом с церковью установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, по числу жертв.


Мемориал погибшим в авиакатастрофе. Фото: Из личного архива/ Роман Сизых
Детский дом тоже реконструировали в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.

6 декабря 1997 года военно‑транспортный самолет Ан‑124 "Руслан" из‑за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилой район города Иркутска сразу после взлета.

Самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск‑2 в субботу в 14.40 по местному времени (09.40 мск). На его борту находились два истребителя Су‑27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением, которые должны были быть доставлены во Вьетнам.

В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно‑посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем. Попытка по удержанию воздушного судна на одном оставшемся двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника Владимира Федорова, не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки — находившееся рядом здание детского дома. К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прилетели премьер‑министр РФ Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС — двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру 7 декабря 1997 года пожар был локализован, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и несгоревшее топливо, еще дымились и периодически загорались. Спасатели начали разбор завалов и извлечение тел погибших. Оставшиеся без крова люди были временно размещены в детских яслях. Организован сбор вещей и продуктов от населения.

Хвостовая часть самолета, оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Днем 7 декабря было принято решения уронить хвост самолета на землю. Остовы сгоревших домов пришлось полностью снести.

Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось . Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124).

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет . Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов была возведена церковь Рождества Христова, первая же служба в которой была посвящена памяти погибших.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В конце 1997 года произошла ужасная авиакатастрофа - крушение Ан-124 в Иркутске. Субботним днем, 6 декабря 1997 года из местного аэродрома Иркутск-2 вылетел огромный военно-транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан», нагруженный 2-мя истребителями Cy-27УБK, которые собирают на авиазаводе города, и их необходимо было транспортировать по контракту во Вьетнам.

Самолет должен был совершить рейс через Владивосток до Камраня (Вьетнам). Уже через считанные секунды после взлета гиганта, у «Руслана» сломались три из четырех двигателей: сначала отказал первый и третий, затем - второй. Перезагрузить двигатели не удалось, а на одном двигателе самолет просто накренился и стал камнем падать в населенный пункт.

Точная причина катастрофы до сих пор не известна.

Взлетно-посадочная полоса экспериментального аэропорта Иркутск-2 расположена в городской черте. Поселок (микрорайон) авиастроителей уже давно привык к тому, что над их головами низко пролетают самолеты.

Хроника событий к атастрофы Ан-124 в Иркутске уложилась всего в три десятка секунд, но последствия оказались ужасающими. 6 декабря, штиль, температура — 20 о, видимость 3 километра. В 14:42 по местному времени самолет весом в 350 тонн поднялся в воздух. Впереди многочасовой рейс на Вьетнам. Как только самолет отрывается от земли, третий двигатель начинает «чихать» пламенем. Практически сразу после взлета диспетчер получает сообщение о том, что у «Руслана» отказали три двигателя, первый через три секунды на высоте пяти метров, через шесть секунд отказал третий двигатель на высоте 22 метра и тогда же останавливается второй.

Перезапустить их не получается - силовая установка заглохла окончательно. Впереди по курсу густонаселенные жилые высотные дома, детский садик и детдом микрорайона авиастроителей. Командир корабля пытается дотянуть самолет до нежилого участка, обезопасить людей, которые в выходной день остались дома. Но это невозможно из-за перегрузки «Руслана» истребителями, общая масса которых сорок тонн.

Из-за глубокого крена самолет падает камнем вниз. Под крылом оказывается деревянный детский дом, за который он и цепляется. Гиганта разворачивает на 180 о. Обреченный «Руслан» со всей мощи обрушивается на жилой пятиэтажный дом № 45 по ул. Гражданской, мгновенно превратив его в руины, выжить в доме удалось немногим. В том доме играли свадьбу, никто не выжил на этом празднике.

От удара самолет разваливается на две части, и хвостом падает на дом № 120 по ул. Мира. Остальные осколки самолета «достаются» детдому. Топливные баки Ан-124 заправлены по максимуму, воздушное судно готовили к длительному перелету. Как только «Руслан» развалился на части, 180 тонн топлива выплескивается и вспыхивает. Вокруг все полыхает - земля, дома, деревья…

Те, кто выжил во время удара самолета, теперь боролись за жизнь, чтобы выбраться из огня. Кто-то выпрыгивал даже с пятого этажа. Ударная волна была столь сильной, что выбила в домах окна в радиусе одного километра. Топливо попало и на детский дом, загорелась проводка, троих ребят спасти не удалось.

Т.к. это был выходной, группа ребят была в бассейне, часть детей - на концерте в доме культуры. Кто знает, чтобы было, будь это будний день - возможно, жертв оказалось куда больше.

На месте происшествия практически через несколько минут оказываются службы спасения, территорию оцепляют, эвакуируют людей из близлежащих домов, оказывают помощь пострадавшим, тушат пожары. Времени на развертывание тяжелой техники нет, пожарные используют обычные легкие лестницы, чтобы успеть спасти из огня хоть кого-то. Многие люди в панике выбежали на балкон, в самый эпицентр огненного «торнадо», 27 человек спасти удалось.

На месте авиакатастрофы шла спасательная работа, были подключены не только пожарные и скорые, но и боевые и аварийно-спасательные службы России, курсанты Высшей Школы МВД и МЧС г. Иркутска. А спустя несколько часов после катастрофы Ан-124 «Руслан», в Иркутск прибывает оперативная группа с главой Министерства по чрезвычайным ситуациям России Сергеем Шайгу.

Спустя 12 часов, наконец, удалось сбить пламя, а к утру 7 числа пожар был практически под контролем, в основном остался дым, и периодически вспыхивали отдельные перекрытия домов и остатки несгоревшего топлива. Те, кому удалось спастись, были в основном жильцы дома, у которых окна выходили на противоположную от огненного вихря сторону. Хвост самолета, который практически не пострадал и опирался на здание дома № 120, создавал угрозу для служб спасения. В тот же день решили его уронить на землю.

Спасательные работы длились четверо суток и не прекращались ни на минуту, хотя к концу операции было понятно, что под оплавившимися остатками домов уже нет живых.

Детям из детдома, которых практически полуголых вывели на улицу в тридцатиградусный мороз, помогали жильцы близлежащих домов. Одевали, кормили, отогревали, оставляли на ночлег.

Последствия трагедии

Пострадавшие дома полностью снесли, а на месте катастрофы в 1999 г. построили храм Рождества Христова. Эта жуткая авиакатастрофа забрала жизни больше семидесяти человек, из них восемь - команда самолета, пятнадцать - пассажиры, остальные погибшие находились на земле, среди которых четырнадцать детей. Без крова остались более семи десятков семей.

Сведения о самолете

Самолеты Ан-124 всегда считались надежными и безопасными воздушными судами. Неприхотливые и легкие в эксплуатации, до трагедии было всего две аварии за 30 лет с этими самолетами, и оба раза по вине борткоманды. Данный самолет:

  • создан в 1985 г.
  • Передан на эксплуатацию Военно-воздушным силам Советского Союза в 1988 г.
  • К моменту катастрофы провел в воздухе 1034 часа.

Экипаж самолета

Вся команда экипажа указом Президента России в 2003 году получила «Орден Мужества» посмертно. В поселке Сеща есть мемориальные доски с биографиями команды самолета.

  • Командир самолета В.А. Федоров.
  • Помощник командира М.Ю. Брюханов.
  • Пилот-инструктор В.В. Иванов.
  • Два штурмана А.И. Батяев и А.А. Пристенский.
  • Три бортинженера И.С. Бессонов, В.П. Олефир и И.И. Артюхин.
  • Бортрадист А.А. Ворошилов.

Расследование

До сих пор не известны причины катастрофы, и не ясно, кто виноват. Два самописца сгорели в страшном пожаре, разговоры команды не удалось восстановить, а то, что извлекли - не представляло ценности. Последние секунды экипажа покрыты тайной. Тем не менее, в то далекое время была собрана специальная комиссия для расследования происшествия.

Официально принятая версия трагедии - отказ 3 двигателей. Но выяснить причину этого так и не удалось. Пытались прояснить ситуацию экспериментальным путем, выводами с известных фактов и сбором информации с места события. Одна из версий - перегруз судна. Кто-то грешит на сами двигатели, которые изготавливались на ОАО «Мотор Сич» в Украине. Кто-то предположил, что помпаж СУ был вызван некачественным топливом, которое содержало большое количество воды, вследствие чего образовался лед, который забил топливные фильтры.

Есть версия, которая была озвучена в интервью «Московскому комсомольцу», что сбой в двигателе произошел из-за радиозвонка по китайскому телефону, сделанного с борта самолета. Электроника судна сбилась, и последствия оказались необратимы.

Ни одну из версий не удалось подтвердить или опровергнуть.

Вконтакте

Военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 20 лет со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают тот субботний день. Хронологию трагического события представляет ИА IrkutskMedia.

6 декабря 1997 года в 14.42 военно-транспортный самолет Ан-124 взлетел с аэродрома в Иркутске-2. "Руслан" перевозил два истребителя Су-27, собранных на Иркутском авиазаводе, во Вьетнам.

Подполковник внутренней службы, заместитель начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы по Иркутской области Игорь Уткин рассказал, что готовились к отправке "Руслана" заранее. На взлетной полосе находилось много пожарных расчетов.

Я был на аэродроме. Нам сразу стало ясно - что-то идет не так. Невооруженным глазом было видно, что самолет не может набрать высоту. Все произошло моментально…" - вспоминает Игорь Уткин.

Через три секунды после отрыва на высоте пяти метров отключился двигатель №3. Спустя шесть секунд на высоте 22-х метров произошла остановка второго двигателя, еще через две секунды – третьего. Экипажу не удалось удержать самолет на одном двигателе. "Руслан" рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост снес часть дома №120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома. Начался страшный пожар. На место незамедлительно прибыли огнеборцы.

Баки Ан-124 были полными, а это около двух железнодорожных цистерн. Топливо разлилось, пожар вспыхнул мгновенно. Мы снимали людей прямо с горящих балконов, - рассказал Игорь Уткин.

Жительница дома №120 по улице Мира Светлана Тимошкова в этот день была дома. Днем она пошла подметать подъезд, согласно графику уборки.

Я забрала корреспонденцию из почтового ящика и решила унести ее домой, села посмотреть газеты. В это время как раз все и произошло. Я почувствовала сильный толчок, вышла посмотреть, что там случилось. Мне показалось, что это землетрясение. Открыла дверь, а там вообще ничего не было видно. Просто темная яма. Все в черном дыму. Я быстро собралась и пошла на балкон, который выходил на другую сторону дома. Приехали пожарные, предлагали меня эвакуировать по вертикальным лестницам, которые цепляются за балкон, и по ним нужно спускаться. Но я отказалась, поняла, что не смогу. И дождалась пожарную машину, меня спустили по лестнице под наклоном, - вспоминает Светлана.

Площадь горения обломков самолета, топлива и зданий составила около 11 тысяч кв. метров. Территория тут же была оцеплена. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий.

В доме №45 по Гражданской жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире был его младший брат, который сидел за столом, занимался. Когда мы нашли его, мальчик сидел в той же позе, он даже не успел ничего понять, - вспоминает Игорь Уткин.

Пожарные и спасатели работали без отдыха и сна. На месте работали медики, был организован обогрев и питание участников ликвидации последствий. Специалисты занимались размещением жильцов, которых удалось спасти. В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС. К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.



Горе, пронесенное сквозь года: Со дня крушения Ан-124 . Фото: Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области

Хвостовая часть самолета опиралась на дом №120. Днем 7 декабря было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. В течение 8 декабря практически все остатки разрушенного самолета были убраны. 10 декабря решение о взрыве пострадавшего дома было отменено ввиду опасности повреждения городских коммуникаций, и его остатки были разрушены обычными способами.

Нам предлагали услуги профессиональных психологов, я отказалась. Однако через полгода у меня появился страх возвращаться домой, именно в этот дом. В итоге сменила квартиру и переехала в другой район, - вспоминала через 18 лет Светлана.

Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124), пишет РИА "Новости".

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов возведен храм Рождества Христова, первая же служба в котором была посвящена памяти погибших.



Храм Рождества Христова. Фото: Оленникова Мария, ИА IrkutskMedia