Карта глубин цемесской бухты. Цемесская бухта — живописная гавань Кабардинки и Новороссийска

Находится Цемесская бухта. В XX столетии здесь происходили трагические события. В 1918 году - затопление кораблей российского флота. Спустя почти шестьдесят лет - трагическое событие, унесшее жизни более четырехсот человек. Об этих двух событиях пойдет речь в сегодняшней статье.

Краткая информация

В составе Российской империи Цемесская бухта оказалась в конце двадцатых годов XIX века. Это произошло после очередной русско-турецкой военной кампании. С тех пор она активно использовалась для пассажирских и торговых нужд Новороссийска.

Цемесская бухта получила свое название от реки, которая в нее впадает. С запада от нее расположен Абрауский полуостров. С другой стороны бухту обрамляет Маркхотский хребет. Новороссийск расположен с севера-запада от нее. Всего в нескольких километрах от Цемесской бухты находится тихий курортный поселок Кабардинка. Эти места очень любят отдыхающие, путешественники. Сегодня сложно поверить, что когда-то в Цемесской бухте происходило нечто страшное. Вспомним об исторических событиях 1918 года.

Брестский мир

Подписание этого договора вызвало возмущение в российском обществе. И прежде всего среди военных. В Брестском мире ничего не было сказано о Черноморском флоте. Однако в 1918 году противник вторгся в Крым, что создало явную угрозу для российского флота. Черноморский флот мог бы перейти немцам. Но этого не произошло, потому как российские офицеры получили приказ о затоплении кораблей.

Черноморская Цусима

Именно так в годы Гражданской войны называли события, произошедшие в июне 1918 года. По мнению большинства исследователей, уничтожение эскадры получило большее значение, нежели все остальные морские потери России за годы Второй мировой войны.

Главным организатором стал лейтенант Кукель. Он выполнял поручение Федора Раскольникова - личности, о роли которой в революции и Гражданской войне историки до сих пор спорят. План потопления был разработан 17 июня. К его реализации приступили немедленно.

Участники этой операции хорошо помнили трагическую историю крейсера «Варяг». Потопленный российскими моряками, он уже на следующий день был поднят японцами со дна моря. Кукель же хотел затопить флот наверняка, так, чтобы он никоим образом не достался противнику.

18 июня в каждый крейсер заложили взрывные патроны. Обстрел кораблей в Цемесской бухте начался после обеда. На дно один за другим ушли «Калиакрия», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Пронзительный», «Стремительный» и другие судна, обстреливаемые российскими матросами. Согласно воспоминаниям очевидцев, это было ужасное зрелище. Люди собирались на берегу, наблюдали гибель кораблей, ругали советскую власть и тех моряков, которые ушли в Севастополь.

Кладбище кораблей

Словно какое-то проклятие витает над Цемесской бухтой. В Новороссийске о подводном кладбище кораблей ходят легенды. Эту бухту нередко называют российским Бермудским треугольником. В ее окрестностях есть несколько таинственных и страшных мест. Туристы, отдыхающие в поселке Кабардинка, Цемесскую бухту спешат посетить прежде всего в связи с событиями, которые здесь произошли в минувшем столетии.

Затопление кораблей, о котором рассказано выше, породило множество слухов. К сожалению, это не единственная трагедия, которая случилась в окрестностях Новороссийска. Говорят, здесь время от времени появляется корабль-призрак, наводящий ужас на местных жителей. Быть может, это один из крейсеров, уничтоженных матросами. Или «Адмирал Нахимов», столкнувшийся с грузовым судном в 1986 году? Цемесская бухта, фото которой представлено в этой статье, место живописное, но страшное. Здесь нашли последнее пристанище не только корабли, но и люди.

«Адмирал Нахимов»

Это пассажирское судно должно было осуществить свое последнее плавание в конце ноября 1986 года. Это был очень старый крейсер. Его история началась еще в начале XX столетия. «Адмирал Нахимов» тогда назывался иначе и принадлежал немцам. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, его срок годности подходил к концу. Однако окончательно вышел из строя он раньше - 31 августа 1986 года.

В семидневный круиз "Адмирал Нахимов" вышел 29 августа. На борту было более тысячи человек. На этот пароход в те годы мечтали попасть многие. Не зря его сегодня называют «советским Титаником». Катастрофа, произошедшая в августе 1986 года, повергла в шок всю страну. В восемь часов вечера «Адмирал Нахимов» столкнулся в Цемесской бухте с грузовым судном «Петр Васев». Пассажирский крейсер затонул в течение восьми минут. Согласно длительному расследованию, виновными были капитаны.

В тот момент, когда произошло столкновение, большая часть пассажиров находилась на палубе. Среди них было немало молодоженов и молодых семей. Многие родители незадолго до катастрофы уложили детей спать, заперли каюту и поднялись наверх. В суматохе немногие из них смогли вернуться. О том, что произошла катастрофа, пассажиры поняли не сразу. Когда же осознали, на палубе началась паника. Капитан «Адмирала Нахимова» виновен был еще и в том, что вовремя не дал тревогу.

Жертв было бы больше, если бы не опытные спасатели. Получив сигнал, они тут же направились к месту крушения судна. Тела погибших доставляли к причалу в течение двух недель. Осуществлять поиск в перевернувшемся судне было почти невозможно: ширина каждого из коридоров в «Адмирале Нахимове» составляла не более 120 см. Найдено было 129 тел. 64 так и остались на борту затонувшего судна. Всего в катастрофе погибло 423 человека.

Память

На мысе Дооб в Кабардинке спустя год после крушения «Адмирала Нахимова» был установлен мемориал. Судно покоится на глубине 47 метров. «Адмирал Нахимов» лег на дно, накренившись под углом 75 градусов. С каждым годом он выравнивается и все глубже погружается в ил. Поднять на поверхности крейсер и сегодня не представляется возможным.

Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.


Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.


При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам) , когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.


Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.


Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота» . В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир» , символизирующий уходящий ко дну корабль.


Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям


Где-то там, под гладью воды, покоятся останки кораблей

Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Цемесская бухта — известная достопримечательность Новороссийска и важный экономический объект. Ежегодно в порт прибывают тысячи торговых и круизных судов. Залив популярен не только среди моряков, но и среди туристов, ведь на его побережье можно полюбоваться кораблями, посетить достопримечательности и отдохнуть на диком пляже.

Пляжи Цемесской бухты

Береговая линия Цемесской бухты протянулась на 15 километров, однако большую ее часть занимают портовые сооружения. Тем не менее, здесь достаточно и хороших пляжей, которые, в силу своих различий и особенностей, могут удовлетворить туристов и жителей с любыми предпочтениями.

Тем, кому не представляется отдых на пляже без всех удобств, рекомендуется посетить пляжи центральной зоны города или ближайших поселков — Алексино и Мысхако, а также закрытые пляжи гостиниц. Здесь намного чище и присутствует вся необходимая инфраструктура. Любители одиночества, романтики и первозданной природы найдут здесь и дикие пляжи.

Температура воды в Цемесской бухте по сезонам

Дайверам и отдыхающим на пляжах может пригодиться информация о температуре воды в бухте. Примечательно, что сезон для дайвинга тут длится практически круглый год — залив не замерзает зимой. В это время года температура воды колеблется в диапазоне +9…+12 °C. В марте температура может падать и ниже +9 °C, но в мае поднимается до +15,5...+21 °C. Летом море на берегах Новороссийска теплое, температурный режим — +22,2…+26,4 °C. Осенью отмечается снижение показателей от +23,8 °C в сентябре и до +15,3 °C в ноябре.

Панорама над Цемесской бухтой в Новороссийске — Google Maps

История

Бухта, названная в честь реки Цемес, вошла в состав Российской империи в 1829 году, после поражения турецкого войска в очередной битве. Удачное расположение в акватории Черного моря определило роль залива в истории государства. Новороссийский порт стал средоточием морской торговли, уступая первенство только Севастопольскому. В 1920 году на берегах Цемесской бухты появилась военно-морская база.

Кроме расположения, популярность бухты обусловлена и другими географическими характеристиками. Так, средняя глубина залива достигает 24 м, максимальная — 27 м, что позволяет заходить в порт крупным судам. Протяженность берега — 15 км, вход в бухту довольно широкий. Западная сторона залива обрамлена Абраусским полуостровом, восточная — Маркотхским хребтом.

Цемесская бухта имеет ряд недостатков, из-за чего корабли и судна нередко терпят крушение в ее водах. Зимой и осенью, например, в заливе бушует ветер норд-ост, его скорость достигает 60 м/с. Мощные потоки урагана срывают корабли с якорей, множество судов затонуло из-за столкновения с камнями. Также опасность для морского транспорта представляют Пенайские банки, лежащие на входе в бухту, и рифы на береговой линии.

Случаи затопления кораблей в Цемесском заливе известны с XVIII века, когда на месте Новороссийска располагалась крепость Суджук-Кале. По легендам, воды бухты таинственным образом затягивали турецкие лодки на дно в безветренную солнечную погоду. В наши дни дайверы, исследующие подводные глубины, возвращаются с разными находками: древними монетами, фрагментами амфор и другими ценностями.

В XX веке произошло два самых известных события в истории Цемесского залива. В 1918 году, во время Первой мировой войны, Владимир Ленин отдал приказ уничтожить Черноморский флот, чтобы не передавать его немецкой армии. В результате на дно бухты погрузилось 12 единиц военной техники и 4 парохода.

В 1986-м пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном «Петр Васев». Причинами трагедии стали несвоевременные действия экипажа команды сухогруза и примитивная техника, не зафиксировавшая изменения курса «Адмирала Нахимова». Пароход затонул за 8 минут, 423 человека погибло. Через год после столкновения на мысе Дооб появился мемориал в память жертвам происшествия.

Как добраться

Огромная Цемесская бухта удобно расположена по всей центральный части города и находится в 10-20 минутах пешей прогулки от популярных заведений и мест. Без помощи транспорта добраться до залива можно от парка Фрунзе, кинотеатра «Монитор», Центрального рынка и городской администрации. В зависимости от желаемой точки бухты, можно рассматривать различные маршруты.

Общественный транспорт в городе ходит исправно. Ближайшая к набережной остановка — «Парк Ленина» . К ней ходят автобусы № 1, 19, 30, маршрутки № 7, 11, 20, 28 и другие, а также троллейбусы № 1, 6, 12, 14. От остановки к набережной нужно идти по улице Революции 1905 года, путь займет 8-10 минут.

Маршрут от ж/д вокзала до Морского вокзала Цемесской бухты на общественном транспорте — Яндекс.Карты

Чтобы доехать до морской достопримечательности на машине, следуйте по трассе Е97, к улице Мира, тянущейся вдоль набережной. Припарковать автомобиль несложно, есть частные и бесплатные парковки. Также для перемещений по городу можно вызвать такси местных служб («Здравствуй!», For Taxi) или более известных (Maxim, Gett и другие).

Видеосъемка над Цемесской бухтой

Или Новороссийская, расположена в северной части российского побережья Черного моря и получила свое название благодаря впадающей в нее реке Цемес. В ее северо-западной части располагается город Новороссийск, а в восточной — село Кабардинка.

Цемесская бухта имеет печальную историю. Так, 18 июня 1918 года в ней по приказу Ленина были затоплены суда Черноморского флота вместе с экипажами. Моряки предпочли погибнуть в пучине, чем сдаться в плен.

Вторая черная дата — 31 августа 1986 года, когда при входе в бухту пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васев» и затонул.

Моряки считают Цемесскую бухту своеобразным Бермудским треугольником. Дурная слава о ней живет в народе уже на протяжении многих лет.

Еще турки, жившие когда-то в крепости Суджук-Кале, рассказывали о таинственной бухте, имеющей форму подковы. С ужасом они говорили, что в этой бухте по непонятной причине тонули лодки, будто кто-то утаскивал их на дно. Немало погибало здесь и людей, многие из которых были искусными пловцами.

В ходе Второй мировой войны в Цемесской бухте затонуло несколько десятков различных судов, а некоторые из них до сих пор не найдены.

В настоящее время все дно бухты усеяно обломками множества кораблей. Благодаря этому аномальная зона является настоящей Меккой для дайверов, которые поднимают со дна многочисленные артефакты, в том числе старинные монеты и амфоры. Тем удивительней факт, что никому до сих пор не удалось обнаружить некоторые суда, затонувшие в бухте в XX веке, хотя имеются точные координаты мест их гибели.

Конечно, самой страшной катастрофой стало крушение парохода «Адмирал Нахимов». Он прибыл в порт Новороссийска 31 августа 1986 года из Ялты и должен был оставаться здесь до вечера.

В 22:00, точно по расписанию, лайнер отшвартовался и буксиры отвели его от причала. На выходе из Цемесской бухты пароход внезапно столкнулся с гигантским сухогрузом и затонул за 8 минут. На его борту на тот момент находились 1243 человека, 423 из которых утонули.

Адекватного объяснения произошедшему нет до сих пор. Оба капитана были опытными моряками, а столкновение произошло в практически пустой акватории. Существует версия, что приборы сухогруза отмечали наличие в бухте еще ОДНОГО судна и не распознали лайнер «Адмирал Нахимов».

При проведении спасательных работ в бухте утонули два опытных водолаза, которым, по официальной версии, не хватило воздуха. Другие же подводники, исследовавшие затонувшее судно, постоянно становились жертвами панических атак.

Все это привело к тому, что работы по подъему парохода в скором времени прекратили, и «Адмирал Нахимов» до сих пор покоится на глубине 47 м со спиленными трубами и мачтами, накрытый специальными резиновыми чехлами.

В народе же ходит легенда о проклятии адмирала Нахимова, которое и стало причиной крушения лайнера.

Так, адмирал П. С. Нахимов принимал участие в обороне Севастополя и приказал затопить корабли на входе в Цемесскую бухту, чтобы преградить путь врагам. По преданию, с тех пор все корабли, названные в честь славного адмирала, терпят крушение при входе в эту бухту.

Однако Цемесская бухта известна и другими аномалиями. Здесь нередко останавливаются часы. По свидетельству моряков, происходит это сразу у всех членов экипажа. Часто выходят из строя различные приборы. Обычно при выходе из акватории часы и аппаратура вновь начинают исправно работать.

В начале XX века жители окрестностей Цемесской бухты стали свидетелями страшных аварий, которые происходили с пугающей периодичностью, практически в одном и том же месте.

На глади самой бухты нередко наблюдаются огромные круги, в которых вращается вода.

Относительно недавно на глубине бухты проводились работы по обследованию коллекторов очистительных сооружений. К участию в них привлекались водолазы, которым пришлось работать на глубине более 45 м. Однажды один из них приготовился к всплытию, поскольку воздух у него в баллонах заканчивался. К своему ужасу он обнаружил, что что-то удерживает его на глубине и даже тянет вниз. Лишь благодаря нечеловеческим усилиям подводнику удалось подняться на поверхность, но больше на работу в бухту он не вышел.

В недавнем прошлом было зафиксировано еще одно странное происшествие. Во время погрузочных работ одновременно четверым сотрудникам порта стало плохо с сердцем. В итоге один из них умер, а причину случившемуся медики так и не нашли.

Ученые объясняют происходящее в Цемесской бухте наличием в этой области магнитной аномалии, действие которой непостоянно и зависит от множества факторов.