Существует ли эликсир бессмертия. Есть ли вечная жизнь? Алхимия, философский камень и эликсир бессмертия Как сварить эликсир бессмертия

lapis philosophorum ), другим основным предназначением которого являлось превращение недрагоценных металлов в золото . Николас Фламель , жил во Франции в четырнадцатом веке и, как считается, узнал, как делать философский камень . Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не предав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию «Mutus Liber» (Немая книга), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные степени создания эликсира.

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это - признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю .

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду , а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни).

Ссылки

  • История поисков и рецепты эликсира жизни средневековых алхимиков

См. также

  • Аб-и-хайат - арабский аналог эликсира.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эликсир (Эликсир жизни)
  • Эликсиры

Смотреть что такое "Эликсир бессмертия" в других словарях:

    Эликсир молодости - Эликсир молодости часто употребляемое в мифологии и фантастике понятие. Является средством, избавляющим человека ото всех негативных последствий старения и других возрастных изменений, связанных с деградацией большинства систем человека… … Википедия

    Baccano! - Обложка первого тома バッカーノ! (Bakkāno!) Жанр приключения, фэнтези, комедия Лайт новел Автор Рёго Нарита … Википедия

    Даосская алхимия - Эту страницу предлагается объединить с Внутренняя алхимия … Википедия

    Внешняя алхимия - Эту страницу предлагается объединить с Даосская алхимия … Википедия

    Фондорин - Фондорин, Самсон Данилович Самсон Данилович Фондорин Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия

    Самсон Данилович Фондорин - Дмитрий Алексеевич Карпов Самсон Фондорин (в очках) перед боем за Шевардинский редут Появление Внеклассное чтение Исчезновение Квест … Википедия

    Запретное царство - The Forbidden Kingdom Жанр … Википедия

    Смерть ей к лицу - Death Becomes Her … Википедия

    Сюй Фу - Гора Пэнлай Сюй Фу (кит. трад. 徐福 или 徐巿, пиньинь: Xú F … Википедия

    Осторожно, модерн! 2 - Заставка сериала Жанр Ситуационная комедия … Википедия

Книги

  • Эликсир бессмертия для вождя , И. Г. Атаманенко. Это беспрецедентное повествование откроет вам тайны промысла агентов влияния ЦРУ в высшем эшелоне власти СССР. Вам также станут известны подробности интимной жизни десяти американских… Купить за 380 руб
  • Хромосома Христа, или Эликсир Бессмертия. Книга первая , Владимир Колотенко. – В его состав входят киноварь, мышьяк… – Ты хочешь отравить меня, как Наполеона? – спросил Bregнев. – В гомеопатических дозах, – пояснил Жора еще раз, – минимумминиморум. – Скажи…
  • В соответствии с китайской традицией. Эликсир жизни легко готовится из внутренностей черепахи.
  • «Рецепт для новых русских». В античности верным средством продления молодости считалось дыхание девственниц. Некоторые цари, чтобы окутать себя таким дыханием, окружали себя в постели юными наложницами.
  • Венгерская графиня Элжбет Батори: в 1610 году принимала «омолаживающие» ванны из крови убитых молодых девушек. За что и была осуждена на пожизненное заключение.
  • Маршал Франции Жиль де Рэ в окрестностях своих замков совершал кровавые ритуалы: он вздернул на виселице десятки юношей. Считалось, что из семени повешенного рождается мандрагора – магический корень, дающий бессмертие .
  • Не прилагая особых усилий купить у любой цыганки «пищу» богов. Древне Греческих – амброзию. Древне Индийских – амриту. Древне Иранских – хаому. При отсутствии таковых можно обойтись водой бессмертия Древне Египтских богов. Все они гарантируют бессмертие , и вечную молодость.
  • Дальше пойдут более сложные рецепты
    требующие некоторых усилий для их приготовления

  • Можно получить философский камень, дарующий бессмертие , по рецепту английского алхимика Джоржа Рипли данному им в «Книге двенадцати врат»: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Диспергируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын, мой тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». Это и есть философский камень, дарующий б ессмертие .
  • Рецепт эликсира бессмертия принадлежащий Николасу Фламелю и его жене жившим в 14 веке во Франции. Изложен в их книге «Великий Гримуар» в главе «Секреты магического искусства»: «Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня если же не действует, это - признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза». К сожалению в рецепте не сказано принимать в горячем или охлажденном виде.
  • 8 033

    Тело человека на 70 процентов состоит из воды. Не зря один известный биолог образно назвал живые существа «одушевленной водой». Очевидно, для здоровья и долголетия человека не безразлично, какая именно вода питает ткани его тела. И действительно, в последние годы стало известно, что вода значительно различается не только по химическим примесям, но и по изотопному составу и другим особенностям. Многие свойства воды меняются, например, если ее пропустить между полюсами магнита. Вода может быть более биологически активной, и это сказывается на процессах старения организма. Но многого о свойствах воды – важной составляющей нашего тела – мы еще не знаем.

    Во всяком случае сегодня уже не смутные предания и не древние легенды, а научные исследования говорят о влиянии воды на здоровье и продолжительность жизни обитателей разных районов Земли.

    Известно, что жители некоторых островов Карибского бассейна, например острова Гваделупа, выглядят значительно моложе своих ровесников-европейцев. Когда их спрашивают, каким образом им удается долго сохранять молодость, обычно следует ответ: «У нас на острове из источников течет такая вода, которая омолаживает человека…» Прекрасным здоровьем отличаются и обитатели центральных районов Цейлона (Шри-Ланки). Жители Шри-Ланки причиной своего здоровья считают климат и воду горных источников. Видимо, не случайно древние пытались искать живительную воду именно на этом острове.

    Долголетие горцев и ряда народов Севера некоторые ученые также связывают с водой, которую они пьют. Это так называемый «эффект талой воды», благотворно влияющей на обмен веществ и тем самым как бы «омолаживающей» организм.

    Сегодня поиски ведутся уже не на далеких островах или в неведомых землях. Они осуществляются в десятках лабораторий крупнейших научных центров мира, изучающих свойства воды и ее влияние на организм человека.

    Люди, чрезвычайно озабоченные тем, чтобы максимально удлинить свою жизнь, в большинстве своем были наделены богатством и властью. Они искали кратчайший путь. И такой путь, казалось, существовал. Древнейшие предания и легенды упоминали о нем – это «эликсир бессмертия», который вкушали боги. В разных странах его называли по-разному. Боги древних греков употребляли дарующую вечную жизнь амброзию, индийские боги – амриту, боги иранцев – хаома. И лишь боги Древнего Египта, проявляя величественную скромность, предпочитали прочей пище богов – воду. Правда, все ту же воду бессмертия.

    Из людей никто не подходил к эликсиру бессмертия так близко, как алхимики, искавшие, впрочем, совсем другое – пути изготовления золота. В этом была известная логика. Бессмертие – состояние, не подверженное изменениям. А разве не золото – единственное из веществ, не подверженное внешнему воздействию? Оно не боится ни щелочей, ни кислот, ему не страшна коррозия. Казалось, само время бессильно перед ним. Не содержит ли этот металл некое начало, делающее его таким? И нельзя ли выделить из него эту субстанцию или привнести ее в человеческий организм вместе с золотом? «Кто примет золото внутрь, – гласит один древний восточный текст, – тот будет жить так же долго, как и золото». Такова традиционная основа древних верований: съешь глаза орла – будешь как орел, съешь сердце льва – будешь сильным, как лев…

    Золото было непременным компонентом разных вариантов эликсира бессмертия. До нас дошел рецепт, составленный личным врачом папы Бонифация VIII: надлежит смешать в измельченном виде золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру. (Мы надеемся, что благоразумие удержит читателей от чересчур поспешного применения приводимого здесь состава.)

    Ненамного проще был другой состав, который можно найти в одной древней восточной книге: «Нужно взять жабу, прожившую 10 000 лет, и летучую мышь, прожившую 1000 лет, высушить их в тени, истолочь в порошок и принимать».

    А вот рецепт из древнеперсидского текста: «Надо взять человека, рыжего и веснушчатого, и кормить его плодами до 30 лет, затем опустить его в каменный сосуд с медом и другими составами, заключить этот сосуд в обручи и герметически закупорить. Через 120 лет его тело обратится в мумию». После этого содержимое сосуда, включая то, что стало мумией, можно было принимать в качестве целебного средства и средства, продлевающего жизнь.

    Заблуждения, дающие всходы в любой сфере человеческой деятельности, в этой области принесли особенно обильный урожай. Можно упомянуть в этой связи об одном французском ученом XV века. В поисках жизненного эликсира он сварил 2000 яиц, отделил белки от желтков и, смешивая их с водой, многократно перегонял, надеясь таким путем извлечь искомую субстанцию жизни.

    Явная бессмысленность подобных рецептов не свидетельствует еще о бессмысленности самих поисков. Известным становилось лишь то, что было отброшено как ненужное. Но если судить об истории той или иной науки лишь по неудачным опытам и несостоявшимся открытиям, картина, вероятно, будет примерно такой же.

    Эксперименты в области бессмертия отличало одно обстоятельство – полная тайна, которая окружала результаты. Если представить себе, что какая-то из этих попыток завершалась успешно, то есть кому-то удавалось несколько удлинить свою жизнь, то, естественно, делалось все, чтобы рецепт этот не стал ничьим достоянием. Если же, приняв снадобье, объект опыта расставался с жизнью, он тем более никому уже не мог поведать о своей печальной участи. Такая судьба постигла, например, китайского императора Сюаньцзуна (713-756). Он отправился к своим царственным предкам намного раньше положенного срока только потому, что имел неосторожность принять эликсир бессмертия, изготовленный его придворным лекарем.

    В числе немногих, о ком мы знаем, что они, приняв эликсир, считали себя бессмертными, был один богатый барин-филантроп, живший в прошлом веке в Москве, которого все звали просто по имени-отчеству – Андрей Борисович. К старости он стал предаваться различным изысканиям, связанным с эликсиром вечной жизни, руководствуясь при этом главным образом собственной интуицией. А поскольку себе человек бывает склонен верить больше, чем любому иному авторитету, то неудивительно, что вскоре Андрей Борисович был в полной уверенности, что нашел наконец искомый состав. Подобно многим другим искателям эликсира бессмертия, свою находку он предпочел сохранить в тайне. Сам же он настолько уверовал в эффект состава, что действительно чувствовал себя помолодевшим, стал даже ходить на танцы… До последней своей минуты он нисколько не сомневался в собственном бессмертии.

    Случай этот напоминает историю другого русского барина, жившего примерно в то же время и также уверовавшего в собственное бессмертие. Еще в молодости, будучи как-то в Париже, он посетил известную предсказательницу Ленорман. Сообщив ему все приятное и неприятное, что ожидает его в будущем, Ленорман завершила свое предсказание фразой, которая наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

    – Я должна предупредить вас, – сказала она, – что вы умрете в постели.

    – Когда? В какое время? – побледнел молодой человек.

    Прорицательница пожала плечами.

    С той минуты он поставил своей целью избежать того, что было, казалось, предначертано ему судьбой. По возвращении в Москву он приказал вынести из своей квартиры все кровати, диваны, пуховики, подушки и одеяла. Днем, полусонный, он разъезжал по городу в карете в сопровождении ключницы-калмычки, двух лакеев и жирного мопса, которого держал на коленях. Из всех доступных в то время развлечений ему больше всего нравилось присутствовать на похоронах. Поэтому кучер и форейтор целый день колесили по Москве в поисках похоронных процессий, к которым их барин незамедлительно присоединялся. Неизвестно, о чем думал он, слушая, как отпевают других, – возможно, тайно радовался, что все это не имеет отношения к нему, поскольку он не ложится в постель, а следовательно, предсказание не может сбыться, и он, таким образом, избежит смерти.

    Целых пятьдесят лет вел он свой поединок с судьбой. Но вот как-то раз, когда, как обычно, в полусне он стоял в церкви, полагая, что присутствует на отпевании, его ключница чуть было не обвенчала его с какой-то своей престарелой приятельницей. Этот случай так напугал барина, что с ним сделалось нервное потрясение. Больной, укутанный шалями, он понуро сидел в креслах, наотрез отказываясь послушаться врача и лечь в постель. Только когда он ослабел настолько, что не мог уже сопротивляться, лакеи силой уложили его. Едва почувствовав себя в постели, он умер. Столь сильна оказалась вера в предсказание?

    Как бы ни были велики заблуждения и ошибки, вопреки всему, вопреки неудачам и разочарованиям, поиск бессмертия, поиск путей продления жизни не прерывался. Ошибки, невежество, неудачи тут же подвергались осмеянию. Зато малейший шаг к успеху замыкала тайна.

    Вот почему сведения об успехах, которых удалось достичь на этом пути, единичны, разрозненны и малонадежны.

    Есть, например, сообщение о епископе Аллене де Лисле, лице, реально существовавшем (он умер в 1278 году), занимавшемся медициной, – исторические анналы именуют его не иначе как «универсальным целителем». Ему якобы известен был состав эликсира бессмертия или по крайней мере некий метод значительного продления жизни. Когда ему было уже много лет и он умирал от старости, при помощи этого эликсира ему удалось продлить свою жизнь еще на целых 60 лет.

    На тот же примерно срок удалось продлить свою жизнь и Чжан Даолину (34-156), также лицу историческому, основателю философской системы дао в Китае. После многих лет упорных опытов он преуспел якобы в изготовлении некоего подобия легендарных пилюль бессмертия. Когда ему было 60 лет, сообщают хроники, он вернул себе молодость и дожил до 122 лет.

    В одном ряду с этими стоят другие сообщения древних. Аристотель и другие авторы упоминают Эпименида, жреца и известного поэта с острова Крит. Известно, что в 596 году до новой эры он был приглашен в Афины для принесения там очистительных жертв. Как утверждает легенда, Эпимениду удалось продлить свою жизнь до 300 лет.

    Но и этот возраст не является пределом. Португальский придворный историк рассказывает в своей хронике о некоем индийце, с которым он лично встречался и беседовал и которому было в то время якобы 370 лет.

    К аналогичным свидетельствам можно отнести и книгу, вышедшую в Турине в 1613 году и содержащую биографию одного жителя Гоа, якобы дожившего почти до 400 лет. Близки к этой цифре и годы жизни одного мусульманского святого (1050-1433), также жившего в Индии. В Раджастхане (Индия) и сейчас бытует предание об отшельнике Мунисадхе, еще в XVI веке удалившемся в пещеры возле Дхолпура и скрывающемся там… до сих пор.

    Роджер Бэкон, ученый и философ средневековья, тоже интересовался проблемой продления человеческой жизни. В своем сочинении «De secretis operebus» он рассказывает об одном немце по имени Папалиус, который, много лет проведя в плену у сарацин, узнал тайну изготовления какого-то снадобья и благодаря ему дожил до 500 лет. Такое же число лет называет и Плиний Старший – именно до такого возраста, по его свидетельству, удалось продлить свою жизнь некоему иллирийцу.

    Пример, более близкий к нам по времени, – сведения о китайце Ли Цаньюне. Он умер в 1936 году, оставив после себя вдову, бывшую, согласно записи, 24-й его женой. Ли Цаньюн, как утверждают, родился в 1690 году, а значит, прожил 246 лет.

    Но самое странное и фантастическое сообщение из этого же ряда связано с именем индийца Тапасвиджи, прожившего якобы 186 лет (1770-1956). В возрасте 50 лет он, будучи раджой в Патиале, решил удалиться в Гималаи, чтобы стать «по ту сторону человеческих горестей». После многолетних упражнений Тапасвиджи научился погружаться в так называемое состояние «самадхи», когда жизнь полностью, казалось, покидала его тело, и мог подолгу не принимать ни питья, ни пищи. О подобной практике сообщали англичане, служившие в колониальной администрации в Индии. Они рассказывали о йогах, которые, тщательно очистив желудок и кишечник, залепляли себе уши и нос воском и погружались в состояние, напоминающее зимнюю спячку насекомых. В таком состоянии они пребывали не день и не два, а по нескольку недель, после чего их возвращали к жизни с помощью горячей воды и массажа.

    Судьба Тапасвиджи, возможно, и не вызовет особого удивления. Известны долгожители, естественно доживавшие до 140-148-летнего возраста. В том, что Тапасвиджи либо кто-то другой, применяя диету и иные средства, смог отодвинуть этот предел еще на несколько десятков лет, нет ничего принципиально невозможного. Речь пойдет об удивительном свидетельстве самого Тапасвиджи.

    Однажды, рассказывал он, у отрогов Гималаев ему встретился старик отшельник. Он питался лишь фруктами и молоком, а выглядел на редкость энергичным и бодрым. Но, самое удивительное, отшельник не говорил ни на одном из современных индийских языков, изъясняясь только на санскрите – языке Древней Индии. Оказалось, что с тех пор, как он пришел сюда, прошло 5000 лет! Продлить свою жизнь до таких пределов ему удалось якобы благодаря некоему составу, тайной которого он владел. Достижение возраста в 5000 лет никем из «долгожителей» еще не было «перекрыто» – ни в исторических хрониках, ни в преданиях, ни в легендах.

    Однако, как ни фантастично подобное сообщение, как ни велик срок в пятьдесят веков, все это еще не само бессмертие, а лишь какие-то подходы к нему, дальние подступы. Вот почему ученые и фанатики, философы и безумцы так упорно продолжали искать эликсир бессмертия – средство, способное даровать вечную жизнь. Они отдавали этим поискам годы, десятилетия. Иногда целую жизнь.

    Александр Калиостро (1743-1795)

    Многие современники верили, что он владеет тайной эликсира бессмертия.

    «Величайший шарлатан и обманщик, каких только знала история», – так считают одни.

    «Человек, обладавший беспредельным знанием и могуществом», – утверждают другие

    …Немецкий провинциальный городок с улицами, мощенными плитами, с традиционными красными черепичными крышами и неизбежной готикой. Под одной из таких крыш, в мансарде, в фантастическом окружении колб, реторт и тиглей сидит молодой человек. Он занят делом не менее фантастическим, чем обстановка вокруг него, – поиском эликсира вечной жизни. Однако самое удивительное то, что этот человек – не кто иной, как Гёте, молодой Гёте, несколько лет своей жизни посвятивший упорным поискам эликсира бессмертия. Не желая повторять те же ошибки, попадать в те же тупики и блуждать в тех же лабиринтах, что и его предшественники, он тщательно изучает работы алхимиков, разыскивает самые забытые и скрытые их труды. «Я тайно пытаюсь, – писал он в те годы, – почерпнуть хотя бы какие-то сведения из великих книг, перед которыми ученая толпа наполовину преклоняется, наполовину смеется над ними, потому что не понимает их. Вникать в секреты этих книг составляет радость людей мудрых и отмеченных тонким вкусом».

    Так великий поэт в качестве алхимика, искателя эликсира бессмертия оказывается в одном ряду с людьми довольно странными. Одним из них был его современник – Александр Калиостро. Величайший шарлатан и обманщик, каких только знала история, – так считали одни. Человек, обладавший беспредельным знанием и могуществом, – так утверждали другие.

    Если бы мы вздумали рассказать обо всех авантюрах и похождениях этого человека, нам едва ли хватило бы отведенных здесь страниц. Кроме загадки своего происхождения и неизвестного источника богатств Калиостро имел еще одну тайну. «Говорят, – писала в то время одна из газет, – граф Калиостро обладает всеми чудесными тайнами великого адепта и открыл секрет приготовления жизненного эликсира». Не этот ли слух делал Калиостро столь значительной фигурой при дворах королевских особ? Настолько значительной, что французский король Людовик XVI объявил, что любая непочтительность или оскорбление в адрес этого человека будут караться наравне с оскорблением его величества.

    Во время пребывания Калиостро в Петербурге светские дамы, пораженные юной красотой его жены Лоренцы, изумлялись еще больше, узнав с ее слов, что ей более сорока и что ее старший сын давно уже служит капитаном в голландской армии. В ответ на естественные расспросы Лоренца как-то «обмолвилась», что муж ее владеет секретом возвращения молодости.

    Странное обаяние, присущее Калиостро, тайна, которая его окружала, привлекли к нему внимание русского двора. Личный врач императрицы англичанин Робертсон не без основания почувствовал в приезжей знаменитости потенциального соперника. Пользуясь методами, принятыми при дворе, он постарался очернить графа в глазах тех, кто был близок к трону. Наивный придворный лекарь рассчитывал сразиться с Калиостро тем оружием, которым сам он владел лучше всего, – оружием интриг. Однако граф предпочел «скрестить шпаги» на своих условиях. Он вызвал Робертсона на дуэль, но дуэль необычную – на ядах. Каждый должен был выпить яд, приготовленный противником, после чего волен был принять любое противоядие. С твердостью человека, не сомневающегося, в успехе, Калиостро настаивал именно на таких условиях поединка. Напуганный его странной уверенностью, Робертсон отказался принять вызов. Дуэль не состоялась. Возможно, до Робертсона дошли слухи об эликсире бессмертия, которым якобы владел его противник, – не исключено, что он, как и многие его современники, верил в это.

    Но любимец судьбы граф Калиостро слишком часто бросал ей вызов, слишком часто делал рискованные ставки. В конце концов ему выпал «нечет», и эта карта оказалась последней в его жизни. Калиостро был схвачен инквизицией, заточен в тюрьму, где, как сообщают, и умер в 1795 году, прикованный цепью к стене глубокого каменного колодца.

    Личные бумаги Калиостро, как обычно происходило в подобных случаях, были сожжены. Сохранилась лишь копия одной его записки, предварительно снятая в Ватикане. В ней дается описание процесса «регенерации», или возвращения молодости: «…приняв это (две крупицы снадобья. – Авт.), человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он, впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает третью, и последнюю, крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают зубы и волосы. Все они вырастают снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком, испытав полное омоложение».

    Сколь бы фантастичным ни казалось приведенное описание, оно до странного напоминает индийский метод возвращения молодости «кайякалпа». Курс этот, по его собственным рассказам, дважды в своей жизни проходил Тапасвиджи. Впервые он проделал это, когда ему было 90 лет. Интересно, что его лечение также продолжалось сорок дней, большую часть которых он провел тоже в состоянии сна и медитации. После сорока дней у него якобы тоже выросли новые зубы, поседевшие волосы обрели прежний черный цвет, а к телу вернулись былые бодрость и сила.

    Однако, хотя в древних текстах, в средневековых и более поздних записях мы находим упоминания о подобных «регенерациях», ни в одном из них не говорится о составе применявшегося снадобья.

    Должно ли удивляться этому?

    Алхимия - забава вроде карт, Где можно, человека распалив, Его обжулить.
    Бен Джонсон. Алхимик

    Говоря о поиске этого камня, обычно вспоминают таинственное искусство алхимии. Сегодня многие считают алхимию примитивной формой химии, но она представляла собой нечто большее, поскольку простиралась намного дальше протохимии в область мистического и оккультного знания. Как астрология изучала зависимость жизни человека от звезд, так и алхимия исследовала связь человека с земной природой, объединяя химию и магию. Алхимики использовали химию в качестве метафоры человеческих отношений, как астрологи - звезды. Древние греки, китайцы и индийцы обычно называли алхимию Искусством или, говоря об основной задаче алхимии, изменением или трансмутацией в самом широком смысле: это химические преобразования, способные превратить обычные металлы в золото, драгоценный металл, высоко ценившийся за свой цвет и способность не ржаветь, даже пролежав сотни лет в земле. Трансмутация также включала физиологические изменения от болезни к здоровью: алхимики верили, что могут использовать камень для создания эликсира, который способен обратить мертвые ткани в живую плоть. Для китайцев и индийцев трансмутация также означала переход от земного состояния в духовный мир.

    Идея эликсира бессмертия принадлежит китайским даосам, которые, помимо прочего, искали пути достижения бессмертия. Основанное в VI веке до нашей эры мудрецом Лао-цзы, это сочетание религии, философии, магии и примитивной науки дало толчок всем направлениям практической химии: изощренные методы сохранения мертвых тел (пример тому - гробница женщины в Ма-ваньдуй с герметичной камерой, запечатанной каолиновой глиной); строгость в исполнении процедур и измерений; использование разнообразных приспособлений, печей, горнов, сосудов для реакций и дистилляции; и, конечно, вера в то, что эликсир каким-то образом мог остановить старение, - его поиск начался примерно в IV веке до нашей эры. Считалось, что самой сильной формой такого вещества должен быть раствор, содержащий металл, устойчивый к коррозии, "питьевое золото", тогда верили, что неизменность этого благородного металла должна передаться человеку, выпившему его.

    Один ученый приводил более 1000 названий для эликсира, где золото было далеко не единственным ингредиентом. Например, в книге "Великие секреты алхимии" Сун Цимяо (581-673 гг. н. э.) описываются формулы, основанные на использовании ртути, серы и мышьяка. По словам английского историка Джозефа Нидхэма, возможно, некоторые китайские императоры даже умерли в результате отравления такими "эликсирами бессмертия". Через сотни лет провал китайских алхимиков стал очевидным, поскольку они строго придерживались единственной своей цели - отыскания эликсира бессмертия, в отличие от своих западных коллег, которые наряду с этим стремились открыть способ получения золота. Считается, что это стало одной из причин, по которой китайская алхимия не достигла каких-либо значительных результатов по сравнению с европейской; другая причина состоит в том, что китайцы приняли буддизм, который предлагал более безопасный путь к бессмертию.

    Западная алхимия зародилась в античности, во времена расцвета классической греческой цивилизации, начиная примерно со смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) и до разгрома Антония и Клеопатры в 30 году до нашей эры. Болос из Менд, эллинизированный египтянин, живший в дельте Нила во И веке до нашей эры, написал книгу "О природе и тайне", в которой содержались тайные рецепты приготовления золота и серебра. Большинство таких рецептов заканчивалось кратким описанием трансмутации: "Одна сущность обнаружится в другой сущности, одна сущность возобладает над другой сущностью, одна сущность подчинит другую сущность".

    В Александрии Египетской ранняя алхимия благоденствовала благодаря многовековому опыту мастеров в подделке и обработке золота, что ярко иллюстрируется потрясающими золотыми артефактами, сохранившимися в гробницах фараонов. Именно на основе этого опыта возникла дискуссия среди философов тех дней о том, как исходные металлы можно преобразовать в золото. В Стокгольмском и Лейденском папирусах, которые относятся к III веку нашей эры, описывается, как с помощью смеси сульфатов, солей и квасцов железа придать фальшивому золоту вид настоящего. По работам Зосимы Панополитанского, жившего в III веке нашей эры, можно предположить, что алхимическая теория сконцентрировалась на изобретении тинктуры, которая могла бы вызывать трансмутацию мгновенно, и ее стали называть философским камнем.

    Позднее основное внимание алхимии обращается к сложному набору полурелигиозных и квазимагических идей - от астрологии с алхимией до нумерологии и других оккультных наук, - которые, по всей видимости, возникли в Египте времен Моисея под влиянием веры в бога Тота. Их называют "герметическим корпусом" или "герметикой", по имени греческого аналога Тота - Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего). Другие составляющие герметики берут начало из каббалы, еврейского учения о тайной, мистической интерпретации Ветхого Завета.

    В магический мир, описываемый в герметике, смогли заглянуть лишь некоторые избранные. Николас Фла-мель, один из тех, кто имел доступ к "герметическому искусству", появляется в первой книге о Гарри Поттере. Фламель действительно жил в XIV веке и, говорят, создал философский камень. По словам Лоуренса Принсайпа из Университета Джона Хопкинса, эксперта по алхимии, "благодаря книгам о Гарри Поттере миллионы читателей познакомились с легендарным персонажем истории химии. В противном случае люди бы, наверное, никогда о нем не узнали".

    Эта классическая история - один из самых знаменитых воодушевляющих мифов алхимии. Фламель родился в 1330 году, по всей видимости, в Париже, он был из низшего сословия и стал клерком, продавцом книг. История гласит, что в ярком видении Фламелю явился ангел и дал ему книгу о герметическом искусстве, молвив: "Прочти внимательно эту книгу, Николас. Вначале ты не поймешь отсюда ничего, ни ты, ни кто-либо другой. Но однажды ты узришь в ней то, что никто другой не сумеет разглядеть".

    Позже к нему в магазин зашел незнакомец, которому срочно нужно было продать одну старую книгу, так как он отчаянно нуждался в деньгах. Фламель тотчас узнал том в медной обложке со странными выгравированными узорами и буквами на древнем языке, как те, которые показывал ему ангел. Он смог выяснить, что эта книга была написана Авраамом Евреем. Фламель был знаком с алхимическими сочинениями своих современников и знал кое-что о трансмутациях, но все равно ему потребовался двадцать один год на то, чтобы расшифровать загадки герметического корпуса.

    Так как части корпуса были написаны на древнееврейском, жена Фламеля Пернель предложила ему обратиться за советом к какому-нибудь еврейскому раввину, который занимается изучением мистических каббалистических текстов. Зная, что многие евреи были вынуждены переехать из Франции в Испанию, Фламель устремился туда, в Сантьягоде-Компостелла, вместе с паломниками к храму Св. Иакова, надеясь по пути встретить нужного человека. Уже на обратной дороге он повстречал еврейского мудреца Канчеса, который смог пролить свет на тайны этого загадочного манускрипта и дал Фламелю ключ, с помощью которого тот смог расшифровать все содержимое книги.

    Фламель вернулся домой к своей жене, и через три года их старания увенчались успехом. Около полудня в понедельник 17 января 1382 года они превратили полфунта ртути в серебро с помощью белого философского камня. Затем в пять часов пополудни 25 апреля 1382 года с помощью красного типа камня они превратили ртуть в золото. Фламель и Пернель продолжили свою работу и получали камень еще несколько раз.

    В конце концов стали говорить, что Фламелю удалось приготовить и вожделенный эликсир бессмертия. Однако этот эликсир, по-видимому, не слишком помог ему, так как он умер в 1417 году (или 22 марта 1418 года, если верить другому источнику), дожив до восьмидесяти семи или восьмидесяти восьми лет. Сегодня его надгробный камень находится в Музее Клюни, куда он был перевезен из парижской бакалейной лавки, где использовался в качестве доски для резки.

    Впрочем, некоторые считают, что Фламель инсценировал свои похороны. Эта точка зрения подтверждается в первой книге о Гарри Поттере, где у Фламеля с женой гораздо более счастливая судьба, они прожили до 665 и 658 лет или около того, ведя тихую жизнь и занимаясь гончарным делом в Девоне. Как им это удалось? Возможно, ответ находится в самой известной книге Фламеля "Объяснение иероглифических фигур, или Его тайная книга о благословенном камне, называемом камнем философов", где с помощью различных фигур, будто бы вырезанных на склепе, который Фламель приобрел в местном приходе, он зашифровал способ изготовления камня. Как и другие алхимики, он держал в тайне природу камня и говорил о своей работе только в самых неопределенных и образных выражениях, не давая подсказок к отгадке того, что он делает.

    По одной из теорий Фламель объявил о создании камня, чтобы скрыть настоящий источник своего богатства, которое было приобретено в ходе сомнительных сделок. Некоторые источники отмечают, что Фламель действительно стал очень богатым человеком, настолько, что смог основать и финансировать четырнадцать больниц, семь церквей и три собора только в Париже и еще больше в Булони.

    Однако при более пристальном изучении Принсайп обнаружил, что история Фламеля не подтверждается фактами. "В мире алхимии, как и в мире магии, вещи часто кажутся не такими, какие они есть". Чета Фламель действительно жила в то время, однако современные историки не смогли найти свидетельств, что те когда-либо занимались алхимией, первое упоминание об их интересе к философскому камню появилось в 1500 году, намного позже их смерти. Самая известная книга Фламеля "Иероглифические фигуры" была опубликована в 1612 году и, как показали исследования, написана была в конце XVI века. Все остальные алхимические тексты, приписываемые Фламелю, созданы после его смерти.

    "Архивные документы показывают, что состояние Фламеля было не настолько огромным, как нас пытаются уверить рассказы, и оно родилось не благодаря трансмутациям металлов, а за счет умной игры на парижской бирже недвижимости и было дополнено состоянием, которое Пернель унаследовала от предыдущих браков", - говорит Принсайп. Тем не менее после его смерти история о Фламеле продолжала обрастать деталями и подробностями. Ранние свидетельства говорят о его огромном богатстве, а в XVIII веке речь зашла уже и о продлении жизни, без сомнения, с помощью философского камня.

    В 1712 году один путешественник встретился с "ученым дервишем из Малой Азии", который совсем недавно видел супругов Фламель, здоровых и крепких, уже старше 375 лет, живших в Индии. Спустя полвека они оказываются в парижской опере. "Эта любопытная деталь цитируется и в книге о Гарри Поттере, где Роулинг называет Николаса обожателем оперы и упоминает его возраст - 665 лет (дело было в 1995 или 1996 году)", - говорит Принсайп.

    Даже несмотря на сомнительность его занятий алхимией, не говоря уже о том, что он будто бы нашел философский камень, работа Фламеля оказала большое влияние на известных алхимиков XVII века, таких как Роберт Бойль и сэр Исаак Ньютон. У Ньютона была копия сочинения Фламеля, и он написал семистраничную рецензию, озаглавленную "Объяснение иероглифических фигур Николаса Фламеля, год 1399", пытаясь показать настоящую древнюю алхимию, современное представление о которой искажено.

    Стремление найти камень не казалось слишком уж сомнительным начинанием в пограничную для магии и науки эпоху. Представление о том, что металлы состоят из совокупности элементарных первовеществ, было тогда очень популярным, а сама эта идея берет свое начало из древнегреческой философии и науки. Эмпедокл, а затем и Аристотель разработали теорию, согласно которой все вещи состоят из четырех элементов - воздуха, земли, воды и огня. Таким образом, если бы алхимику удалось найти способ изменить эту смесь, то логично ожидать, что можно будет один металл сделать другим.

    Как говорит Принсайп, в начале современной эпохи алхимики, как правило, выделяли разные первовещест-ва. Как и любой уважающий себя ученый древности, они обращали внимание, что рецепты Аристотеля не удавалось повторить у себя в лаборатории. Распространенное представление о том, что все металлы состоят только из двух элементарных первовеществ, серы и ртути, в разных пропорциях и разной чистоты, возникло примерно в IX веке, а уже затем*попало в Европу.

    Однако под "серой" и "ртутью" они имели в виду не сами элементы, а-их свойства: "сера" обычно рассматривалась как первоэлемент горения и цвета, и считалось, что она присутствует в металлах, так как они изменяются в землеподобное вещество под воздействием огня. "Ртути", металлическому первовеществу, приписывались такие свойства, как плавкость, ковкость и блеск. Таким образом, если соединить желтый цвет серы с металлическим блеском ртути, то получится желтый металл. Имея правильный рецепт, можно создавать золото.

    Как показывает история Фламеля, различали два вида философского камня или, возможно, две степени совершенства: один - для трансмутации "несовершенных" металлов в серебро - белый камень, а другой - для создания золота - красный камень, или "порошок превращения". В первой книге о Гарри Поттере Волдеморт охотится за камнем, который красен как кровь.

    Обычно эликсир бессмертия описывают как раствор камня в вине, возрождающий цветение молодости. Как он работает? Просто. По словам Парацельса (фальстафианского персонажа и пионера в области химии, также известного под именем Теофраст Филипп Аврелий Бом-бастфон Гогенгейм, 1493-1541): "Философский камень очищает тело человека от всех грязных примесей за счет введения новых и более молодых сил, которые присоединяются к естеству его".

    Тело человека на 70 % состоит из воды. Не зря один известный биолог образно назвал живые существа «одушевленной водой». Очевидно, для здоровья и долголетия человека не безразлично, какая именно вода питает ткани его тела.

    И действительно, в последние годы стало известно, что вода значительно различается не только по химическим примесям, но и по изотопному составу и другим особенностям. Многие свойства воды меняются, например, если ее пропустить между полюсами магнита. Вода может быть более биологически активной, и это сказывается на процессах старения организма. Но многого о свойствах воды – важной составляющей нашего тела – мы еще не знаем.

    Во всяком случае, сегодня уже не смутные предания и не древние легенды, а научные исследования говорят о влиянии воды на здоровье и продолжительность жизни обитателей разных районов Земли.

    Где люди живут дольше?

    Известно, что жители некоторых островов Карибского бассейна, например острова Гваделупа, выглядят значительно моложе своих ровесников-европейцев. Когда их спрашивают, каким образом им удается долго сохранять молодость, обычно следует ответ: «У нас на острове из источников течет такая вода, которая омолаживает человека…» Прекрасным здоровьем отличаются и обитатели центральных районов Цейлона (Шри-Ланки). Жители Шри-Ланки причиной своего здоровья считают климат и воду горных источников. Видимо, не случайно древние пытались искать живительную воду именно на этом острове.

    Долголетие горцев и ряда народов Севера некоторые ученые связывают с водой, которую они пьют. Это так называемый «эффект талой воды», благотворно влияющей на обмен веществ и тем самым как бы «омолаживающей» организм.

    Сегодня поиски ведутся не на далеких островах или в неведомых землях. Они осуществляются в десятках лабораторий крупнейших научных центров мира, изучающих свойства воды и ее влияние на организм человека.

    Люди, чрезвычайно озабоченные тем, чтобы максимально удлинить свою жизнь, в большинстве своем были наделены богатством и властью. Они искали кратчайший путь. И такой путь, казалось, существовал. Древнейшие предания и легенды упоминали о нем-это «эликсир бессмертия», который вкушали боги. В разных странах его называли по-разному. Боги древних греков употребляли дарующую вечную жизнь амброзию, индийские боги — амриту, боги иранцев — хаома. И лишь боги Древнего Египта, проявляя величественную скромность, предпочитали прочей пище богов-воду. Правда, все ту же воду бессмертия.

    Алхимики и эликсир бессмертия

    Из людей никто не подходил к эликсиру бессмертия так близко, как алхимики, искавшие, впрочем, совсем другое — пути изготовления золота. В этом была известная логика. Бессмертие — состояние, не подверженное изменениям. А разве не золото-единственное из веществ, не подверженное внешнему воздействию? Оно не боится ни щелочей, ни кислот, ему не страшна коррозия. Казалось, само время бессильно перед ним. Не содержит ли этот металл некое начало, делающее его таким? И нельзя ли выделить из него эту субстанцию или привнести ее в человеческий организм вместе с золотом? «Кто примет золото внутрь, — гласит один древний восточный текст, — тот будет жить так же долго, как и золото». Такова традиционная основа древних верований: съешь глаза орла — будешь как орел, съешь сердца льва — будешь сильным, как лев… Золото было непременным компонентом разных вариантов эликсира бессмертия. До нас дошел рецепт, составленный личным врачом папы Бонифация VIII: надлежит смешать в измельченном виде золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру. (Мы надеемся, что благоразумие удержит читателей от чересчур поспешного применения приводимого здесь состава.)

    Древние рецепты

    Ненамного проще был другой состав, который можно найти в одной древней восточной книге: «Нужно взять жабу, прожившую 10 000 лет, и летучую мышь, прожившую 1000 лет, высушить их в тени, истолочь в порошок и принимать».

    А вот рецепт из древнеперсидского текста: «Надо взять человека, рыжего и веснушчатого, и кормить его плодами до 30 лет, затем опустить его в каменный сосуд с медом и другими составами, заключить этот сосуд в обручи и герметически закупорить. Через 120 лет его тело обратится в мумию». После этого содержимое сосуда, включая то, что стало мумией, можно было принимать в качестве целебного средства и средства, продлевающего жизнь.

    Заблуждения, дающие всходы в любой сфере человеческой деятельности, в этой области принести особенно обильный урожай. Можно упомянуть в этой связи об одном французском ученом XV века. В поисках жизненного эликсира он сварил 2000 яиц, отделил белки от желтков и, смешивая их с водой, многократно их перегонял, надеясь таким путем извлечь искомую субстанцию жизни.

    Явная бессмысленность подобных рецептов не свидетельствует еще о бессмысленности самих поисков. Известным становилось лишь то, что было отброшено как ненужное. Но если судить об истории той или иной науки лишь по неудачным опытам и несостоявшимся открытиям, картина, вероятно, будет примерно такой же.