Старый город гокарна. Гокарна: маленькая, но очень священная деревня на юге Индии в штате Карнатака Банкоматы в Гокарне

», который продают туроператоры, путешественники уже привыкли. Для многих счастливцев этот курорт стал местом зимования. Но чтобы совместить приятное с полезным, рекомендую также посетить две основные достопримечательности Гоа и соседнего штата — храмы индуизма в доступном отдалении – древний город Гокарна, и в соседнем штате – Карнатака – современный и действительно впечатляющий храмовый комплекс Мурудешвара.

Я ездила в эти места с экскурсией. С одной стороны, узнала много интересного про индуизм, с другой стороны, я бы предпочла провести в каждом из этих мест больше времени. Экскурсия к этим храмам с коротким посещением пляжа Ом заняла целый день (с 6 утра до 10 вечера) и была довольно утомительной, потому что пришлось проехать много сотен километров по серпантину. Я бы посоветовала ехать на поезде с вокзала Маргао (Южный Гоа), откуда можно добраться до Гокарны, а затем на скутере или в крайнем случае, на такси, до Мурудешвары.

Город священных коров — настоящие достопримечательности Гоа

В переводе с санскрита Гокарна – это Город священных коров. В этом названии можно встретить тот же слог «го», который сохранился в слове «говядина». Карна – соответственно – священный, отсюда – штат Карнатака – священная земля.

Поездка по Индии весьма увлекательное и экзотическое занятие. Только заканчиваются аккуратно покрашенные домики отелей и пансионов Гоа, начинается настоящая индийская жизнь – тяжелая, небогатая и очень замороченная различными традициями. Пахнет горелым мусором, но в основном вокруг природа: раскидистые баньяновые деревья и пальмы, зеленые горы, леса, долины, кое-где обработанные как поля.

На подъезде к Гокарне, несмотря на то, что это город сугубо индуистский, можно встретить немало мусульманок в черных, как в , паранджах. Но основной публикой здесь являются брахманы – высшая каста Индии, индуисты-шиваиты по вероисповеданию. Только им в Гокарне позволяется приобретать жилье. Такая вот дискриминация.

Брахманы несколько более светлокожи, чем все остальные, с более европейскими лицами, нежели типичные жители Махараты, Гоа и Карнатаки. Говорят, в прошлом, брахманы имели такую же внешность, как многие русские или шведы, но со временем смешались с местным, темнокожим населением. До сих пор, покопавшись можно найти свидетельства об этом.

Брахманами могут быть только мужчины, а женщины – всего лишь женами или дочерями брахманов. Женщины мало чем отличаются от других каст. Брахманы же мужчины ходят с обнаженным торсом, перепоясанные тканым полотном как юбкой с запахом, босыми и с обязательными четками из рудракшми (это такие крупные коричневые семена) и «чашкой для омовений», похожей на консервную банку.

Омовения совершаются посреди города – в сильно замусоренном пруде, поросшем белыми лотосами (не путать с лилиями – у лотосов более острые лепестки). Даже странно, как в такой грязище могут расти такие прекрасные цветы.

Сам город местами закопченый, неухоженный – старый, даже древний. В нем чувствуется история – дома почти все индийской архитектуры: низкие потолки, обязательная терраса с широкими колоннами перед входом и балконами на втором этаже.

Лишь несколько европейских разноцветных вилл, похожие на курортные, скромно затаились в роще за основной улицей. На самом деле, исторический центр Гокарны – это всего несколько улиц и гора Шивы. Также здесь неподалеку есть замусоренный берег реки и широкий городской пляж, заполненный местными.

Иностранцы приезжают в Гоа за историей, архитектурой, особой атмосферой соседних пляжей, а также вечерними песнопениями – мантрами – брахманов, которые они поют по вечерам. Говорят, именно от этих песнопений пошло направление музыки гоа-транс в середине девяностых. Хиппующей публики здесь много. Здесь все особенно продвинуты — пакетных туров сюда не продают, а значит — это почти местные жители (фри-лансеры) или самостоятельные путешественники, интересующиеся индуизмом.

В главном храме города, который не отличается от других индуистских храмов особенной помпезностью, а лишь старостью и заплеванностью, пол будто покрыт тонким слоем сала от бесконечно проходящих здесь босых ног. Непривычно и немного брезгливо, ведь разуваться в этих храмах нужно всем…

Весь год на дворе храма выращивают огромного белого быка, которого затем везут на колеснице по центральной улице и сжигают на жертвенном костре в честь Шивы. Здесь же на выходе из храма стоят колесницы – Шивы и Парвати, которые используются только раз в году. Возможно, вы видели в передачах об Индии такую церемонию – несколько мужчин тащат, привязанный на простынях высоченный воз, а вокруг толпится много народу.

В самом храме заслуживают внимания старинный крематорий с косой свастикой, которую не отличишь от «немецко-фашистской».

Важнейшей особенностью, как нигде в окрестностях, являются полуподвальные храмы с «шива-лингамами» — похожими на фаллос и вагину элементами культа, символизирующими объединение женского и мужского начала во вселенной. Они находятся повсюду, и в главном храме тоже. Шива-лингам обычно находится в центре квадратной комнаты, пол которой залит водой, лишь под стенкой небольшой проход. Возле шива-лингама всегда наготове брахман, который ждет, что вы дадите ему немного рупий за то, что он вас благословит (намажет область «третьего глаза» каким-то едким красным порошком). Местные приносят сюда цветы и специи, а брахманы проверяют – подойдет ли божеству такое подношение.

Еще одна достопримечательность Гокарны – гора Шивы. Якобы именно здесь Шива окончил свой жизненный путь, уйдя в глубочайшую медитацию в позе лотоса. По случаю этого события в Гокарне на самой высоком холме построили небольшой храм Шивы, мало чем отличающийся от того, что находится на самом северном пляже Гоа. Рядом с этим храмам часто сидят местные подростки — девочки отдельно, мальчики — отдельно, под присмотром взрослых брахманских жен.

Гокарна – маленький городок и обойти его можно за несколько часов. Лучше приехать сюда около 4-5 вечера, когда у брахманов оканчивается сиеста, провести весь вечер в центре города, послушать мантры, переночевать в единственном хостеле для иностранцев прямо в центре или в гестхаузе в десяти минутах ходьбы – недалеко от пляжа и с утра поехать дальше – на соседние пляжи, самый знаменитый из которых – пляж Ом.

Пляж Ом и окрестности

До пляжа Ом можно добраться из Гокарны пешком или на такси. При спуске на пляж находится несколько веселеньких гест-хаусов с еще более хиппанутой публикой, чем на Гоа. Пляж Ом и соседние два пляжа рядом с ним ничем не лучше подобных в Северном Гоа. Черными вулканическими скалами он напомнил малый Вагатор, хотя окрестности зеленее. На пляжах немало местных, для которых женщины в купальниках все еще диковинка, поэтому заинтересованных взглядов не избежать.

Пляж Ом отделен от соседнего невысокой скалой, на которой растет одинокая пальма. За скалой еще один пляж, где можно остановиться палаткой, совсем по-дикому. Технические вопросы такого «кемпинга» я не уточняла, так как не рискнула бы – тем более, недорогого жилья рядом полно. Но вдруг вам понадобится, знайте, что там это можно!

Мурудешвара — индуистский пафос в камне
Современный храмовый комплекс, стоящий прямо на берегу Индийского океана, великолепная гигантская статуя Шивы, а также башня Гопурам высотой 70 метров, куда можно подняться на лифте – это незабываемое зрелище.

Храмы в Мурудешваре мало отличаются от других индуистских храмов – в них нет высоченных потолков и огромных залов – они небольшие, уютные, разукрашенные яркими цветам и портретами известных богов – аскета-Шивы, его жены прекрасной Парвати, их сына-слона Ганеша, солнечного бога Рамы, а также злого усатого бога (забыла имя), который несколько раз пытался захватить власть. Здесь же в соседнем здании – музей с 3D-изображениями тех же персонажей индуистской мифологии, в которых рассказана вкратце все та же история о борьбе со злым божеством.

Храмы в Мурудешваре отличаются большим количеством золотых деталей – крыши ступ и элементы храмовых украшений. Местные активно кладут подношения в виде цветов (похожих на наши чернобрывцы, только огромные и чисто оранжевые) и других, сладостей, монет и конечно бумажной валюты, которую брахманы тут же прячут в складках своих юбок. Все это поставлено на коммерческую основу и глубокой духовностью проникнуться здесь сложно, как, впрочем, и в Гокарне (хотя там – в большей степени).

Еще здесь есть несколько скульптурных композиций, самая внушительная из которых – колесница Солнца, запряженная четырьмя лошадьми. Также запомнилась сцена под баньяновым деревом – обретение одним из богов бессмертия.

Отдельно хочется сказать про статую Шивы. Она действительно огромна и особенно хорошо просматривается с башни. Оттуда видно, что он восседает прямо напротив широкого длинного пляжа и бескрайнего океана. Он сидит на тигриной шкуре и в руках у него барабан, четки, тризубец – все эти символы имеют важное значение в индуизме – отшельничество, трансовое состояние, власть над стихиями и т.д. Шива серовато-голубой почти на всех изображениях, и эта статуя не исключение. Это потому что он обмазан пеплом погребальных костров, как и современные шивопоклонники-агхори, которых можно встретить в главном центре индуизма – городе Варанаси.

Гокарна и Мурудешвар – это идеальные достопримечательности Гоа для первого знакомства с настоящей Индией. Они не такие шокирующие и замусоренные, как вся остальная часть страны, больше заточены под западного туриста. Многие посчитают это недостатком, но если вы только начали путешествовать по Индии, то это – прекрасное начало.

Из Гоа в Гокарну, город соседнего штата Карнатака, мы отправились несколько необычным путем. Не без помощи старичка-менеджера Morjim Sunset Guesthouse мы спланировали следующий путь до Гокарны: на такси мы доезжали до городка Маргао, откуда шел прямой автобус до Гокарны, и уже на автобусе мы должны были доехать до городка, который нам очень рекомендовали друзья друзей. За такси мы отдали по 400 рупий с человека и ехали один час, за автобус мы отдали по 118 рупий и тряслись по ухабистым и узким дорогам еще 4 часа. Выбор автобусного пути был продиктован вопросами экономии - за пересечение границы штатов таксисты ломили несусветную цену.

Гокарна была тем единственным пунктом назначения, когда мы не забронировали гостиницу даже в последний момент. Причиной такой самоуверенной расхлябанности была банальна - на booking.com просто не было ни одного отеля или гестхауса в Гокарне.

По приезду мы заселились в первый попавшийся гестхаус - не роскошный, но и не совсем ужас-ужас, а на следующий день отправились искать нормальное жилье на оставшиеся три дня в священном городе штата Карнатака.

Нам повезло, и мы нашли жилье рядом с пляжем и рестораном. К нашему сожалению, гестхаус Nimmu House упомянут в путеводителе Lonely Planet, поэтому хозяин давно уже поднял указанные там цены в два раза. Зато в ресторане по соседству были неприлично низкие цены, огромное меню и очень забавные официантки.

Gokarna Beach заслуживает отдельного рассказа о нем. Именно здесь мы увидели, так сказать, классический пляж Индии: большой песчаный пляж, коровы, собаки, мусор из моря и мусор из города, отдыхающие индусы и редкие белые туристы. Чтобы найти кусочек пляжа, где не воняет, нужно очень постараться. Чтобы купаться, мы уходили в сторону от основного входа на пляж метров на триста. Но уже минут через пятнадцать в нашу сторону тянулись группки по два-три индуса, которые ненавязчиво прогуливались туда и обратно или просто прятались за лодкой на берегу, чтобы рассматривать раздетых белых женщин. Индийские женщины, как и арабки, купаются в одежде.

Конечно, купанием это трудно назвать. Волны у берега накрывают с головой и утаскивают за собой в море. Если зайти в воду выше бедра, уже есть большой риск не вернуться на берег. Мощь воды неописуема. Пугливые индусы вообще плещутся только на мелководье, там, где вода по щиколотку, а мы заходили глубже, чтобы окунуться в волну, но и без фанатизма, чтобы не утащило.

С Ефимом мы также съездили на соседний пляж - Kudle Beach, чтобы восхититься еще большей его красотой и ужаснуться еще большим количеством мусора.

В штат Карнатака имеет смысл съездить надолго. Пять национальных парков, двадцать пять заповедников, из которых пять - это птичьи, множество храмов, дворцов и статуй привлекают туристов как из самой Индии, так и из-за заграницы. Мы, к сожалению, успели захватить все это богатое разнообразие только краешком уха и глаза. С утра второго дня в Гокарне мы уехали на такси по маршруту водопады - большая статуя Шивы. На знаменитые водопады Jog Falls можно попасть и на автобусе, но наблюдая очередной виток серпантина, я на автобусы смотрела с чувством легкой тревоги: дорога узкая, трудная для разъезда и легче перенести час в такси, чем пара часов на горном серпантине в тесном автобусе. Несмотря на то, что формально мы приехали в конце сезона муссонов и могли рассчитывать на действительно мощные потоки воды, четыре рукавчика реки Ширавати не сильно-то и хотели кого либо впечатлять. Впрочем, в туристический сезон, что стартует в октябре, на стенах скал останутся вообще жалкие ручейки. Хорошее впечатление произвел подход индийских властей к организации процесса просмотра. Это не просто какая-то смотровая площадка, но целый парк с лестницами, ограждениями и ресторанами. Но правда, к нашему сожалению, лестница к подножию водопада была закрыта.

Проделав на такси головокружительный путь уже к подножию горы, мы поехали навстречу самой большой статуе Шивы, построенной в начале 2000-х годов. И чуть не задохнулись.

Если мы думали, что уже привыкли к вечной вони Индии, то мы глубоко ошибались. Через полтора часа повторяющихся участков невыносимого тухлого запаха, мы пришли к выводу, что дело все-таки в каком-нибудь заводе по производству удобрений и в грузовиках, которые везут тухлое сырье на этот завод. А у входа в храмовый комплекс в Мурудешваре пришлось вообще перестать дышать и короткими перебежками добираться до входа. Запах тухлой рыбы был невыносимо прекрасен.

Вход в сам храм был закрыт, но на наш туристический взгляд это не было большим расстройством. Гопурам - башня над воротами - высотой 75 метров, удовлетворяла тягу к прекрасному индийскому зодчеству. Правда, пришлось снять тапки, чтобы вместе со всеми индусами потоптать пыльный пол вокруг этого самого гопурама. В Индии, кстати, в большинстве храмов обувь недопустима. Вы бы видели мучения наших друзей по поводу ходить или не ходить босиком по полу вместе со всеми индусами!

Чтобы пройти к огромной статуе Шивы тапки были найдены и обуты. Солнце припекало уже немилосердно и я с тоской вспоминала хмурый, но просто теплый Гоа.

Я не могу сказать за всех индусов, но то, с какой радостью они относятся к религиозным праздникам, я думаю, говорит в пользу того, что индусы - религиозный народ. Им повезло таки: никто не отменял им Шиву и Ганеши. Эти божества всегда были с ними. И вокруг статуи в Мурдешваре было много местных туристов, приехавших посмотреть на свои святыни. Погуляли и мы вокруг статуи, подивились размерам, поотбивались от попрошаек и навязчивых продавцов.

На обратном пути в Гокарну наслаждались видами тропических лесов с пальмами и снова практиковали длительные задержки дыхания, когда такси ехало позади грузовиков с тухлой рыбой.

Но, как говорится, и на нашей улице случился праздник. Грузовик с печеньками не переворачивался, но за счет близости к пляжу мы неоднократно могли наблюдать торжественные процессии выноса статуй Ганеши в море. Шли последние дни большого праздника - фестиваля Ганеши. В Гоа нас приглашал в свой дом менеджер отеля, чтобы отметить начало праздника, а в Карнатаке мы уже застали конец фестиваля. Причем, если в предпоследний день это было еще как-то тихо, то в последнюю ночь фестиваля мы услышали очень громкую музыку и Ефим, не выдержав, побежал посмотреть. На берегу выступали индусы с фаер-шоу в кругу барабанщиков, а статуя Ганеши, привезенная на прицепе, была самой большой и красивой из всех тех, что мы видели за предыдущие дни.

А на следующий день у нас был длинный путь обратно домой. Мы подобрали авиаперелет из аэропорта Гоа в Дели таким образом, чтобы не заезжать в суматоху индийской столицы, но переждав 3-4 часа в терминале просто пересесть на самолет в Москву. Из Гокарны на такси мы доехали до аэропорта Даболим в Гоа. Без приключений, но с небольшой задержкой долетели до Дели. Там долго на пальцах переводили распечатки билетов с русского языка охраннику (в терминал невозможно войти, если у тебя нет билета), постояли в нескольких очередях, с трудом успели перекусить и забежать в магазинчик перед вылетом.

Летели мы так, как я люблю: в полупустом самолете. Проспав большую часть перелета на свободных креслах широкого ряда, мы позавтракали кофем с печеньками и благополучно приземлились в утренней Москве. Таможенник на паспортном контроле долго смотрел в паспорт Ефима и на самого Ефима. Потом снова смотрел в паспорт. Получив ответ,что мы из Индии, метко заметил, что туда улетают вот такие как на фото в паспорте (гладковыбритые), а возвращаются вот такие как сейчас Ефим - заросшие по самые брови.

А потом были мясные бургеры в FARШе и вкусный кофе, разговоры с друзьями и вылет в Дахаб.

В Дахабе нас встречала жара.

Небольшой городок на берегу Аравийского моря, Гокарна, буквально означающее «ухо коровы», является храмовым городом в округе Уттара Каннада штата Карнатака. Согласно индуистской мифологии, корова занимает особое религиозное место, знаменующее Мать-Землю.

По найденной информации в интернете, существует две версии появлении названия Гокарна по одной из них Рудра (другое название Шивы) появился из уха коровы по имени Притхви (синоним Матери-Земли), куда он был отправлен пройти покаяние Брахмой (творцом), правда я не понял как он там покаяние проходил в корове, или на мать-землю его сослали, или что-то не так прочитал. Другая версия более прозаическая, Гокарна расположена на побережье в месте слияния двух рек Гангавали (Gangavali) и Аганашини (Aghanashini) , с очертаниями в форме коровьего уха. Коровье ухо не назовешь идеалом красоты, а вот места вокруг Гокарны незабываемо красивые.
Гокарна везде упоминается, как город храмов, но если в туристической спешке пробежаться по городу, то и не поймешь,что это город храмов. Да и городом в нашем понятии его назвать трудно, состоит он из двух главных улиц, заполненных лавками и магазинчиками, продающими в основном сувенирные вещи. Индусы из , говорили, что здесь очень дешевые изделия из меди. Нам понравились роскошные люстры, сделанные из ракушек, очень красивые продавались ручной работы покрывала. Но для индусов Гокарна является известным центром паломничества, очень много их приезжает на праздник Шиваратри в феврале-марте, где они всей толпой таскают по улицам на веревках две гигантские колесницы, фантастически разряженные, как и все в Индии, какафонией ярких цветов.

Конечно же Гокарна — это туристическая достопримечательность для тех, кто хочет изучить культурное наследие и красоту Индии. Но чтобы проникнуться ее духом, надо не пролететь здесь лихим туристическим наскоком, а не спеша побродить, рассматривая ее жизнь. Посреди Гокарны есть священный пруд Kotiteertha, прямоугольной, созданный в какие-то лохматые времена.

Берега его сделаны в виде ступеней, по которым наверное можно спуститься до самого дна. Поверхность его наполовину заросла кувшинками, и вода мутно-зеленого цвета. И это абсолютно не мешает индусам сделать омовение лица и головы священной водой этого пруда. При нас целая толпа женщин разного возраста под предводительством гордого индуса (гарем что ли его ) спустилась к воде, чтобы причаститься к святости.

По мне так и палец туда страшно окунуть, а на столбе у этого пруда еще и табличка висит на двух языках, гласящая,что купаться нельзя «Котитерта очень глубокая. Много тонет каждый год. Не будьте следующим».

По интернетовским источникам, пруд тоже окружен храмами, но наш выпуклый глаз этого не заметил, или храмы маленькие. Еще в этом же источнике знаний я прочитал, что Гокарна является местом Mukti Stala, место, куда индусы приходят выполнять обряд похорон, после смерти близкого родственника, также Гокарна упоминается в Шримад Бхагават Пурана (священный санскритский текст) как дом для двух братьев Gokarna и Dhundhakari. Но для меня и для других не сильно сведущих в индуизме, эти названия в большинстве своем темный лес.
Добраться до Гокарны, можно поездом высадившись на жд станции, автобусом – есть там автовокзал, вида не совсем опрятного, но это же настоящая Индия. Автобусный двор полон автобусов, автобусное движение у них довольно развито и очень дешевое. Знакомые с до Гокарны 190 км, добрались за 150 рупий, с несколькими пересадками. В городке много таксистов, а тук-туков, то есть авторикш, на первый взгляд, больше чем жителей.

Побережье вокруг города обрамлено природными красотами пяти пляжей (Gokarna beach, Half Moon beach и Paradise beach) и окружающих их холмов, которые и являются главной приманкой для туристов.

Самый лучший вариант для отдыха, это снять какое-либо жилье на берегу пляжа и просто наслаждаться красотой этого уголка Индии, время от времени посещая Гокарну. Гокарна это не то место, чтобы спешить. Мы остановились в отеле Гокарна Интернейшенел на Кудли бич, в отличии от в котором мы спали в , звездностью там никакой не пахло. За шесть дней нашего проживания там, никто ни разу в номере не убирался, но мы заходили в номер только, чтобы вымыться под душем. И еще вечерами умиротворенно сидели на балконе под кокосовыми пальмами, слушая не стихающий шум океанского прибоя. Тем же кто хочет реальной экзотики, надо снять хижину из высохших пальмовых листьев, сдается их здесь немало, и тогда будет полная индийская обстановка, с кукарекающими петухами во дворе, с криками хозяйки, раздалбывающей своего пьяного индуса, с криками ворон по утрам, а самое главное с шикарным пляжем и теплым океаном в трех шагах.

Gokarna beach расположен прямо у города, на него выходит одна из главных улиц Гокарны.. До можно добраться на тук-туке или пешком минут 30-40 если не больше. На Half Moon beach есть тропинка с , а на Paradise beach добираться лучше на лодке. Чтобы добраться до , на котором устроились мы, надо подняться на холм, пройтись по дорожке и спуститься с холма к пляжу. Это займет минут двадцать-двадцать пять. С пляжа вверх на холм ведет каменная тропа, на сам пляж на транспорте не подъехать.

Все тук-туки и такси по вызову, ожидают заработка наверху у выхода тропинки.На вершине холмов марсианский ландшафт, земля покрыта красной пылью, скорее всего из-за большого содержания железа. И почва, местами черного цвета железной руды, скорее даже не почва, а каменистое покрытие. Через 10-15 минут хода от пляжа, из-за ограды строения, неведомого предназначения, открывается ошеломительный вид на побережье Гокарны. Простирающееся бирюзовое море, белая кайма песчаного пляжа, зелень пальм и черная купол, старого храма или часовни, венчает эту красоту. К сожалению, как я не пытался передать на фото этот изумительный пейзаж, на картинке он у меня так красиво не получился. И что очень удивительно, сверху Гокарну практически не видно, только море пальмовых листьев, она как-то умело спряталась под пальмами. С этой красивой точки вниз по крутому обрыву ведет каменная старая лестница.

Приводит она к святому источнику, и к храму, около которого постоянно лежат два монаха, обслуживают храм и источник, как я полагаю. Источник с целебной минеральной водой, о чем гласит большая надпись слева.

Кто бы сказал, что мы в Индии будем пить сырыю воду из источника, я бы не поверил, но пили, и не только мы, а и все белое население Кудли пляжа. Струя воды течет из головы коровы, чтобы подняться к ней по ступенькам, надо снять обувь и ополоснуть ноги водой. Чуть ниже сделано подобие сухого бассейна, на дне которого индусы моются под текущей струей воды, наверное, с того же источника.

На холмах чуть в стороне от дороги на пляж, есть пещера. В интернете написано, что в пещере в Гокарне живет святой человек.

Не знаю тот ли это был святой человек, и та самая пещера, но когда мы пробрались в пещеру, внутри у входа, сидя, опершись рукой назад, храпел индус в одеянии монаха. Как он в такой позе умудрялся спать, осталось загадкой.

В пещере был очаг и какое-то подобие часовенки. Освещение естественное через отверстие наверху. Посидели, пошептались и вышли на волю, опять пройдя мимо проснувшегося служителя.
Питались в кафешках на самом пляже, их там больше двух десятков, и даже аюрведический ресторанчик, где кухня была на обозрении зашедших перекусить клиентов. Цены уже соориентированы на отдыхающих, то есть выше чем в самой Гокарне. Свежевыжатый сок стоил от 60 рупий и до 100 в этом самом ведическом ресторане. В Гокарне зашли в джус-центр, на вид не очень опрятный, но соки там были вкуснейшие всего по 28 рупий и порция мороженого с тремя шариками и свежыми кусочками фруктов тоже около 30 рупий. 10 рупий = 6 рублей. Отель обошелся нам в 20 долларов за сутки, а место в хижине из пальмовых листьев стоит 150 рупий. Есть там и другие виды жилья, типа небольших бунгало и домиков.
С я сделал вылазку на , названный так из-за его формы в виде индийской буквы Ом — W . Пляж красивый, туда завозят обычно на часок полюбоваться и покупаться, туристов, с экскурсий.

Обычно это во время поездки в на осмотр 37 метровой статуи Шивы, Посмотреть на гигантскую Шиву мы ездили самостоятельно, сторговавшись с таксистом. Расстояние от Гокарны до примерно 90 километров проехали за час с небольшим. Еще были у нас планы съездить в Хампи посмотреть на храмы древней столицы Виджаянагарской империи, но поездка туда занимает 10 часов, а значит надо было оставаться там на ночевку, поэтому мы решили провести оставшиеся дни вблизи моря на пляже .
Если подвести итог,то отдых в Гокарне нам понравился больше чем в Калангуте.

Гокарна - небольшая деревенька в штате Карнатака рядом с Гоа. Это важное место паломничества индуистов, здесь много индуистских храмов, а если верить легенде, именно в этом месте родился Шива из уха коровы. В переводе с санскрита «гокарна» и означает «коровье ухо».

В Гокарне много красивых пляжей и других природных достопримечательностей, здесь тихо и спокойно, а туристы с Гоа любят приезжать сюда отдохнуть от тусовок и в поисках настоящей аутентичной Индии.

Имейте в виду, что если вы оформили визу на границе - TLF (Temporary Landing Facility)/TLP (Temporary Landing Permit) по прилете в аэропорту Даболим, то путешествовать между штатами без паспорта может быть проблематично.

Как добраться

Из Гоа

Большинство туристов приезжает в Гокарну из Гоа. С автовокзала Маргао раз в день отправляется автобус, в пути 4 часа, стоимость проезда от 116 INR. Можно добраться и на поезде, это быстрее - есть состав, отправляющийся в полдень, он идет два часа (стоимость проезда от 170 INR), и еще один поезд, который отходит в 14:30 и идет до Гокарны 1,5 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Помимо этих прямых поездов, можно сесть на составы до Мангалора или Кочина. Самый быстрый вариант добраться из Гоа - сесть на поезд до Кумты или Анколы, откуда уже пересесть на автобус до Гокарны или рикшу (150 INR).

Из Карнатаки

Крупнейший аэропорта штата Карнатака - аэропорт Бангалора. Прямых рейсов из России до Бангалора нет, так что лететь придется через Дели. До Гокарны отсюда около 450 км, сначала нужно добраться до городского автовокзала (туда круглосуточно ходят шаттлы - около 180 INR с пассажира), а из Бангалора в Гокарну ходят вполне комфортабельные слипер-басы (автобусы со спальными местами). В пути придется провести ночь, стоимость проезда - около 500 INR.

Стоит быть готовым к тому, что, как и везде в Индии, расписание в Маргао довольно часто соблюдается приблизительно.

Поиск авиабилетов в Гокарна

Погода в Гокарне

В Гокарну лучше всего ехать с конца октября до начала марта. В это время здесь стоит сухая, солнечная и безветренная погода, а в начале ноября еще и проходит красочный фестиваль «Дивали» (один из главных индуистских праздников), и жизнь начинает бурлить. Температура воздуха - +27...+29 °С.

В апреле начинается жара и сезон дождей, влажный воздух прогревается до +31...+33 °С. В июне к этой жаре добавляются еще и сильные волны в Аравийском море, но серферы сюда не приезжают - слишком душно.

Отели Гокарны

В Гокарне можно поселиться прямо на пляже или в деревне. Расстояния здесь совсем небольшие, так что даже проживая в деревне, до пляжа можно за несколько минут добраться на байке или на рикше примерно за 100 INR. В деревне основное туристическое жилье - это комната в гестхаусе. Чаще всего это жилые дома обычных индийских семей, которые сдают туристам временно пустующие комнаты. Там обычно довольно чисто, уютно, удобства в доме, а также это возможность увидеть нетуристическую Гокарну.

Жилье на пляже стоит на 20-30 % дороже, чем в деревне. В основном там предлагают пляжные домики из бамбука с туалетом на улице, но есть и более комфортные варианты - бетонные бунгало с удобствами внутри. Сайты бронирования жилья по запросу «Гокарна» выдают немного вариантов - в основном, дорогие отели (их здесь немного) и только несколько гестхаусов. На месте выбор будет гораздо больше, но стоит помнить, что Гокарна - это место скорее для непритязательных туристов.

Комнату в деревне можно найти за 100-200 INR в сутки, за эти деньги вам достанется очень аскетичная комната и не факт, что чистая. Цены на более комфортные варианты с вентилятором и душем в комнате начинаются от 400 INR.

Пальмовое бунгало на пляже с удобствами на улице обойдется от 300 INR в сутки на двоих, бетонное бунгало с персональным душем - от 600 INR. Номер в отеле 3* стоит 2000-3000 INR, номер в самом шикарном отеле курорта Kahani Paradise обойдется минимум в 12 000 INR в сутки за номер на двоих. За эти деньги вы получите огромный номер с гостиной зоной, балкон или террасу с видом на море и континентальный завтрак.

Пляжи Гокарны

В Гокарне несколько пляжей, каждый со своими особенностями.

Центральный пляж - Гокарна-Бич - широкий, песчаный, популярный среди местных. Он довольно грязный, и плавать там не особенно комфортно, так как раздеваться здесь тоже не принято. Сюда обычно приходят паломники - мужчины сидят в воде прямо в одежде, женщины тоже одеты и стоят по колено в воде, раздетыми бегают только дети. Купаться здесь можно только в северной части пляжа, где нет народу; добраться туда можно пешком или на лодке примерно за 100 INR.

Ближайший к деревне Гокарна - Кудли-Бич , именно здесь селится большинство туристов. Здесь уже можно спокойно раздеваться, купаться, загорать, на берегу есть кафе (например, пиццерии - это место полюбили итальянцы). Между Кудли и Гокарна-Бич очень красивый мыс с красной землей.

В 20 мин от Кудли-бич расположен Ом-Бич , свое название он получил из-за формы береговой линии - она напоминает знак Ом. Это тоже симпатичный песчаный и немноголюдный пляж с красивыми бухтами. От пляжа Ом полчаса ходьбы до Халф-Мун-Бич и Парадайз-Бич.

К «Райскому пляжу» попасть не так легко: можно доплыть на лодке или сесть на автобус из Гокарны и за 10 INR доехать до конечной станции, затем через джунгли (лучше воспользоваться услугами проводника).

Парадайз-Бич соответствует своему названию - особенно когда смотришь на лагуну сверху. При этом здесь есть пара кафе и домики из тростника и пальмовых листьев, которые сдают туристам. А еще здесь можно загорать топлес и даже голышом - если пробраться в лагуну слева, пока ее никто не занял. Наконец, Парадайз-Бич еще и самый популярный пляж среди тусовщиков, здесь проводится много пляжных вечеринок. Особенно весело здесь в ночь полнолуния - можно попасть на настоящий шабаш. Однако никакой особой инфраструктуры на пляже нет - максимум пара кафе, несколько палаток с фруктами и бесплатные книги, которые оставили здесь предыдущие гости.

Шоппинг в Гокарне

В Гокарне есть несколько улиц, вдоль центральной расположен базар. Там можно купить одежду, но это будет в основном дешевый ширпотреб, хотя и из натуральных тканей - на сезон хватит. На том же базаре можно купить сувениры, открытки, фрукты и овощи. По четвергам недалеко от выезда из города открывается большой фруктово-овощной рынок.

Если вам нужна качественная одежда, за ней лучше съездить в Гоа - там куда более интересный выбор одежды в национальном стиле, платьев, туник, футболок и палантинов из натурального хлопка, шелка и кашемира.

В Гокарне есть один банкомат по дороге с автобусной станции к центральной улице. Карты некоторых банков он может не принимать, так что наличные лучше снять заранее.

Кухня и рестораны

В деревне много кафе для местных - здесь они называются дхаббы. Кухня в основном вегетарианская, но даже мясоеды на однообразие обычно не жалуются. Полноценный обед из двух-трех блюд с напитком можно получить за 100-150 INR.

На пляжах заведений общепита намного меньше, исключение - Кудли-Бич, который несколько лет назад облюбовали итальянцы и снабжают всех желающих пиццей (цена большой пиццы на двоих - около 200 INR). В немногочисленных кафе на пляжах можно найти европейскую кухню и индийскую, адаптированную для европейцев. Цены здесь в 2-3 раза выше, чем в деревне, пообедать можно примерно на 300 INR с человека.

Гокарна - город священный, с алкоголем здесь сложно. Максимум, на что можно рассчитывать, - пиво из-под полы, раза в 3 дороже, чем в соседнем Гоа.

Развлечения и достопримечательности Гокарны

Гокарна - город паломников, здесь расположено много храмов. Один из самых важных для индуистов - храм Махабалешвар (Mahabaleshwar Shiva Temple), в котором хранится древнейший лингам Шивы - мужской половой орган этого божества, который символизирует его недюжинную силу. Смотреть на лингам имеют право только индуисты, но заходить в сам храм туристам не воспрещается.

Неподалеку расположен еще один - храм Ганапати. Он был построен в честь бога Ганеша, и здесь поклоняются мудрости и просят благополучия.

Храм Рамы расположен на горе, в левой части Гокарна-Бич. Он известен тем, что здесь есть источник со святой водой, и в окрестностях можно встретить много индусов, которые этой водой моются и стирают белье.

Природные достопримечательности

Прямоугольное озеро Котитиртха здесь считается священным и называется в народе «Малая Ганга». Одна из легенд гласит, что вода в озеро была принесена из Ганги, другая - что Шива родился именно здесь, а озеро - то самое ухо коровы. Омовение в озере Котитирха смывает все грехи, поэтому по утрам сюда спешат паломники со всей страны, чтобы искупаться в местных водах среди лотосов. Предупреждающие таблички у озера говорят, что кроме лотосов, здесь есть еще и крокодилы, но вживую их давно никто не видел.

Пещера Ади-Гокарна - еще одно священное место в Гокарне. Это еще одно место, которое называют тем самым коровьим ухом. Это небольшое каменное сооружение, к которому протоптали тропу многочисленные паломники. Местные верят, что если спуститься в пещеру, то на тебя вскоре снизойдет благодать и гармония. Иностранцам вход в пещеру запрещен, однако паспорта никто не проверяет, и в толпе паломников это сделать совершенно не трудно.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

– волшебная мистически-психоделическая деревня на берегу Аравийского моря, центр паломничества индуистов, в котором гармонично сочетаются древние храмы, индуистские ритуалы, красочные высоченные колесницы, разрисованный шиваитскими символами храмовый слон, средневековый образ жизни и душевные окрестные пляжи.
Гокарна находится к югу от Карвара в штате Карнатака.
Столица штата – Бангалор, официальный язык - каннада.

Зеленым цветом обозначен штат Карнатака. Красным я подчеркнула Дели – для ориентировки, а красная звездочка на юго-западном побережье – это Гокарна.

Расположение Гокарны

Я отсканировала карту штата Карнатака из моего любимого атласа “India Road Atlas”, который купила в Хампи в своей самой-самой первой поездке по Индии!
Карта имеет размер 2075*2773, так что ее можно открыть в новой вкладке и сильно увеличить, чтобы рассмотреть все дороги.
Здесь видно, что из Гокарны рукой подать до шоссе, по которому можно добраться в Хампи.

Карта Гокарны (без окрестных пляжей)

Карту можно увеличить

Кусочек карты с главными храмами

Как добраться до Гокарны

  • Из Гоа до Гокарны можно добраться автобусом с автостанции Канакона. В Канаконе вполне приличная упорядоченная автостанция, откуда идут автобусы во многих направлениях. Можно посидеть на лавочках в тенечке. Всё понятно, всё подписано – где на какой автобус посадка.
    Ехать через Карвар:
    1) Канакона – Карвар = локал-бас = 25 Rs
    2) Карвар – Гокарна (через Анколу) = локал-бас = 39 Rs
    От Канаконы до Карвара автобусы ходят примерно раз в час (или даже чаще). Там пересесть до Анколы, а в Анколе пересесть до Гокарны. Но наш автобус, например, шел сразу Карвар – Анкола – Гокарна, нам не пришлось пересаживаться.
    Если нужно не в саму Гокарну, а на пляж Кудли, то до Кудли от автостанции Гокарна можно доехать на тук-туке. В целях экономии тук-тук лучше брать не на самой автостанции, а пройти немного подальше, там можно сторговаться значительно дешевле.
    Для ориентировки по времени. Мы добирались из Агонды до Кудли-бич. На всю дорогу (от двери до двери) у нас ушло чуть больше 4 часов.
  • Из Гоа также можно добраться поездом от Маргао (на картах ж\д станция Маргао называется Madgaon).
    Например, поезд Маргао – Мангалор также проходит и через Канакону.
  • Из Хампи до Гокарны можно добраться на спальном автобусе (вечером садишься, утром приезжаешь) либо на местных автобусах до Хубли, оттуда уже до Гокарны.
  • Из Мангалора. В 25 км от Гокарны находится станция Кумта (Kumta), на которой останавливаются поезда из Мангалора. От станции Кумта до Гокарны можно доехать автобусом (15 Rs) или тук-туком (250 Rs).

Когда лучше ехать в Гокарну

Лучшее время для посещения побережья Аравийского моря - с конца октября\начала ноября по март.
Апрель-май – жуткое пекло, затем начинается сезон дождей.