Конечная остановка 28 трамвая в лиссабоне. Трамвайные маршруты лиссабона

К городам, в которых есть трамваи, я питаю особую любовь. В этом ряду пока еще не увиденные Сан-Франциско и Стамбул, уже сбывшийся Лиссабон, отчасти Вена и Милан. Наверное, сказывается и детство, проведенное в городе с весьма разветвленной трамвайной сетью. Когда я была маленькой, я все время удивлялась взрослым, которые, переходя через трамвайные пути, не наступали на рельсы, не полностью погруженные в землю, а перешагивали на них. Мне казалось страшно занимательным встать на рельс и на пару секунд замереть, оказавшись выше, чем я есть на самом деле. На трамвае мы с папой ездили на концерты в Филармонию, я была с завитыми локонами и надушенная розовым маслом. Короче говоря, я люблю трамваи, это самый человечный вид транспорта, по-моему. В любом городе мне хочется на трамвае прокатиться, посидеть у окна, посмотреть на улицу и на людей. Муж моих трамвайных увлечений не разделяет, поэтому все больше я наблюдаю жизнь не из трамвая, а из такси. Но в Лиссабоне я победила: наш первый день мы начали со знакомства с трамваем №28.



Он проходит через весь центр, преодолевая на своем пути немыслимое количество горок и пригорков.Чтобы занять удобные места, отправляться лучше с начальной остановки, Campo Ourique. До конечной остановки, Martim Moniz, трамвай едет минут 40. Расстояние на деле оказывается небольшим, а длительность поездки связана с частыми остановками и с тем, что на узких и крутых лиссабонских улицах старенькому трамваю не разогнаться. Билет можно купить у водителя, он стоит 2,85 евро. На следующем фото - как раз водитель нашего трамвая.

Маршрут трамвая лежит мимо площади Коммерции (Praca do Comercio), проходит мимо Кафедрального собора (Se), петляет по нешироким улицам Алфамы, самого старого района города, забираясь на самый верх. Большинство туристов выходят около замка (Castello), но можно проехать дальше, до конечной, и уже оттуда, не теряя из виду трамвайные пути, начать спускаться вниз.

Ездят в трамвае, конечно, не только туристы, хотя именно для них в салоне висят таблички, предупреждающие о карманниках. На 28 маршруте много местных, нам даже попались какие-то два русскоязычных маргинала, явно давно приехавших в Португалию.

Внутри вагон очень маленький. Стоять в нем сложно, стоять с камерой - еще сложнее, потому что трамвай все время поворачивает, шатается, взбирается в гору или несется вниз. У меня, если честно, сердце замирало.

Рисунок трамвайных рельсов - это отдельная история. Поворачивают они резко и часто, для большей маневренности трамвай имеет всего четыре колеса, смещенные к центру. Спереди и сзади размещены специальные грузы, увеличивающие устойчивость на поворотах.

Кое-где проложена только одна пара рельсов, поэтому водителям (вагоновожатым?) приходится пропускать трамваи, идущие навстречу.

Свои желтые трамваи лиссабонцы называют амарелу, т.е. желтенькие. Красные трамваи - это экскурсионные маршруты, созданные одной из туристических компаний города. На красном мы не катались, потому что лучшего маршрута, чем №28, для знакомства с городом и не придумаешь.

В некоторых особенно крутых местах существуют кабельные подъемники, по сути такие же, как в Сан-Франциско.

Стоит подъемник, кстати, дороже, чем трамвай - 3,5 евро. Тот путь, который вы видите на фото сверху - это весь маршрут этого подъемника, там метров 400, не больше. Мы прошли весь путь пешком, не так уже это и сложно, но, наверное, если надо делать это регулярно, то без подъемника будет тяжко. Может, здесь жителям выдают льготные билеты?

В вагоновожатые, наверное, берут только молодых привлекательных мужчин, на которых хорошо сидят солнцезащитные очки. Это - тоже водитель трамвая, консультирует каких-то туристов.

Надеюсь, трамвайная тема приведет меня в Сан-Франциско, где собраны трамваи из многих стран, есть даже старые миланские экземпляры.

Вы любите трамваи и кататься на общественном транспорте в поездках? Не ехать в определенное место, а просто сесть в трамвай или автобус и поехать с местными в неизведанное? Или это я одна такая ненормальная?

Лиссабонский трамвай сразу же очаровывает каждого, посетившего этот прекрасный город. Ведь здесь можно бесконечно долго смотреть на то, как маленькие вагончики с легкостью преодолевают местные подъемы, игриво выглядывают из-за неказистых зданий и на полной скорости скатываются с крутых склонов. Иногда даже кажется, что законы физики им неподвластны!

Едва ступив на обдуваемую ветрами лиссабонскую землю, многие уже в первые минуты стремятся попасть на трамвай одного особо известного маршрута. На трамвай №28.

Многие даже не знают, что в столице Португалии есть другие линии трамвая!

Что же необычного в трамвае под номером 28? Дело в том, путь его лежит по весьма живописному маршруту.

Он начинает движение с центра — от площади Martim Moniz, затем забирается на холм Graça, движется через узкие улочки Алфамы, вокруг замка, затем снова спускается в район Baixa, подымается в Chiado и дальше движется в сторону района Estrela и знаменитого Кладбища Удовольствий (Cemitério dos Prazeres). Весь маршрут трамвая №28 занимает около 45 минут.

Площадь Martim Moniz находится всего в паре сотен метров от площади Rossio. За ориентир можно принять — стать спиной ко входу и нырнуть в узкую улочку справа. В конце уже будут видны подъезжающие трамваи, а сама остановка находится за отелем Mundial. Посмотрите путь в Google Maps в случае затруднений:

Вот так выглядит начальная остановка знаменитого маршрута:

Несмотря на наличие очереди, можно садиться на трамвай и в начальной точке на площади Martim Moniz. Вагончики подходят довольно часто, и, как правило, вряд ли придется ждать более 15-и минут. Но зато здесь трамвай не забивается до отказа туристами — впускают только по количеству сидячих мест.

Но в сезон количество желающих прокатиться по знаменитому маршруту превышает все разумные пределы, и время ожидания увеличивается до нескольких часов!

Чтобы этого избежать, можно добраться до другой конечной остановки — Prazeres — и сесть в заветный вагончик без всяких очередей. Как это сделать? Воспользуйтесь трамваем №25, который домчит до места назначения другим, более коротким путем! Но внимание: этот маршрут работает только в будни. И, о чудо, на него можно попасть почти без очередей!

Также, при желании, до кладбища Prazeres можно добраться пешком или на такси.

Можно не доезжать до кладбища и выйти чуть раньше у Basílica da Estrela, которую непременно нужно посетить и забраться на крышу. Также прямо напротив расположился большой парк с местами для отдыха, живностью, экзотическими растениями, озерами и кафе. Идеальное место для пикника!

Где же еще мы можем встретиться с образом знаменитого трамвая?

28 Café

Rua de Santa Cruz do Castelo, 45-47A, недалеко от входа в замок São Jorge
Время работы: с 10:00 до 20:00 без выходных
Средний чек: 20 EUR на двоих

Слава знаменитого трамвая многим не давала покоя. Буквально в десятке метров от входа в замок Святого Георгия расположилось уникальное кафе, воссоздавшее внутренний интерьер лиссабонского вагона!

Сиденья, поручни, таблички, кнопки — все на своих местах. На стенах также представлены старинные фотографии трамвая, карты маршрутов и даже предметы одежды вагоновожатых. Даже при заказе блюд вам приносят старинный билет, по которому позже вы расплатитесь на кассе.

Сюда можно зайти не только на кофе, но и на вкусный обед или просто приобщиться к португальским винным традициям.

  • Адрес: Praça Martim Moniz 577, 1100-341 Lisboa, Португалия
  • Сайт: www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendent
  • Статус: действующий городской маршрут

Столица полна красивых зданий, интересных и исторических местечек. Дома, кварталы, районы, и – всё это очень необычно и невероятно привлекательно. Побывать в и не прокатиться на маршруте трамвая 28 будет большим упущением с вашей стороны. Желтые вагончики и самим португальцам напоминают, какая насыщенная история у их страны и столицы.

Что такое 28 трамвай?

Желтая линия трамваев под №28 в Лиссабоне – не экскурсионный маршрут, а регулярный, ежедневный и практически самый длинный в городе. Популярен он потому, что считается самой старинной в мире действующей трамвайной системой. По этому маршруту ездят оригинальные вагончики производства Brill, которые были изготовлены более 100 лет назад в 1930-х годах.

Конечно, подобный колесит и в других городах нашей планеты. Но только в столице Португалии это не стилизация «под старину», а те же самые трамвайчики, которые продолжают ездить по тем же самым рельсам по тому же маршруту, что и в прошлом веке.

Туристы, уже вернувшиеся из Португалии, дают советы начинать свое знакомство с Лиссабоном именно с поездки на трамвае 28:

  • вы увидите красивый город и многие интересные его места со стороны;
  • за время отдыха прокатитесь на трамвае 28 по Лиссабону 2-3 раза, чтобы сделать фото и видео увлекательной поездки по живому городу.

Чем интересен желтый трамвай в Лиссабоне?

Являясь одной из «живых» и интересных достопримечательностей города, трамвай 28 проезжает по историческому центру Лиссабона. Сразу после отправления желтые вагончики взбираются на холм да Граса, а потом «бегут» по одной из самых старых частей города – району , огибая замок.

Улочки здесь настолько узкие, что пешеходы обязаны останавливаться и пропускать трамвай. А если вы высунете руку в окно, то сможете дотронуться до стены здания! Конечно, так делать не стоит. В архивах Лиссабона хранятся сводки и статьи о том, что вагоновожатым в прошлом веке часто приходилось останавливать движение и просить жителей закрыть свои окна и ставни, которые мешали проезду.


Маршрут трамвая 28 в Лиссабоне проходим мимо и смотровой площадки Санта Луиза, проходит через район Байша и снова ползет в гору в сторону квартала Шиаду и района Estrela. Последняя остановка – Cemitério dos Prazeres (кладбище Удовольствий), которое также считается давней столичной достопримечательностью.

Вагоны трамвая 28 в Лиссабоне ездят медленнее современных аналогов, из-за чего местные дети, да и взрослые, постоянно норовят запрыгнуть на подножку или схватиться за лестницу на ходу. Повторять этого не стоит, поскольку рельеф позволяет периодически набирать приличные скорости и в целом желтые трамвайчики бегают достаточно шустро.


Как прокатиться под №28?

Чтобы проехать в Лиссабоне на трамвае 28, нужно попасть туда, где начинается его маршрут: на площадь Мартим Мониш за отелем Mundial. Многие туристы осознанно выбирают ближайшие гостиницы, чтобы не тратить ежедневно время и средства на дорогу до центра Лиссабона. До исторической площади можно дойти пешком, если вы находитесь неподалеку, или доехать на такси.

До площади также самостоятельно можно добраться на городских автобусах №№708, 734, 736, 760. Примерно в трех кварталах от места отправления находится станция метро Martim Moniz. Многие туристы начинают свою в обратном направлении с кладбища, чтобы ехать сидя и с комфортом. Для этого до остановки Prazeres можно доехать на трамвае №25 и далее уже пересесть в желтый вагон.

Весь маршрут трамвая 28 в Лиссабоне занимает по времени около 45 минут. Отравление желтых вагончиков происходит регулярно с 6:30 утра и до 22:30 вечера. Во время пика туристического сезона движение трамвая 28 начинается на 30-40 минут раньше. А вот после отправления 21:15 вагончики следуют по сокращенному маршруту. Рассчитаться можно на месте по обычным картам VIVA от €1,25 или наличными водителю (€2,9 в одну сторону). Интервал движения 10-15 минут, но стоит уточнить на сайте, поскольку в будни, выходные, праздники и каникулы количество трамваев на линии меняется.


Говоря о Лиссабоне , нельзя не упомянуть про знаменитый Трамвай 28 - Electrico 28 . Во-первых, этот маршрут (см. карту внизу) является не экскурсионным, с несколькими трамваями , а регулярным - на маршруте работают старинные вагоны Brill постройки начала XX века. Это, пожалуй, самая знаменитая и крупная в мире "старинная" трамвайная система. К тому же, в отличие от других городов мира - это не имитация и не стилизация, а оригинальная, слегка модернизированная структура, начиная от вагонов и заканчивая путями и маршрутами.

Во-вторых, из окна можно увидеть многие достопримечательности Лиссабона . Да и сам исторический трамвай украшает центр Лиссабона и относится к достопримечательности . Трамвай отправляется от площади Мартим Мониш и шустро поднимается на холм да Граса . Затем следует через старинный район Алфама , где улицы настолько узки, что можно дотронуться до стены! А мальчишки так и норовят запрыгнуть и прокатиться. Говорят, раньше трамваю приходилось останавливаться и водителю просить хозяек закрыть окна, чтобы проехать:)
Жителям приходится уступать трамваю дорогу.
Далее трамвай проезжает Кафедральный Собор Ла Се , смотровую площадку Санта Лузиа , пересекает район Байша , где вы можете посмотреть фуникулёр да Глория , и снова поднимается на холм, в квартал Шиаду .
И так далее, по маршруту, который заканчивается у старинного кладбища Празереш (которое стоит отдельного упоминания), по которому тоже необходимо прогуляться. Мой совет - прокатиться необходимо 2 раза, потому что трамвай хоть и старый, но бегает шустрее, чем наши новые, поэтому только и успеваешь крутить головой. А во второй раз уже нужно фотографировать или снимать видео . Поэтому, предлагая Вам для просмотра фото , прошу строго не судить, что мало красот. Да и стекло, где я стоял, было мутное (старинное, видимо:)) Хотя, некоторые кадры от этого только выиграли.

Специально выкладываю маршрут трамвая 28 на карте Лиссабона . Кстати, схема кликабельна и к тому же поможет вам выбрать отель в этом районе

Говоря о Лиссабоне , нельзя не упомянуть про знаменитый Трамвай 28 - Electrico 28 . Во-первых, этот маршрут (см. карту внизу) является не экскурсионным, с несколькими трамваями , а регулярным - на маршруте работают старинные вагоны Brill постройки начала XX века. Это, пожалуй, самая знаменитая и крупная в мире "старинная" трамвайная система. К тому же, в отличие от других городов мира - это не имитация и не стилизация, а оригинальная, слегка модернизированная структура, начиная от вагонов и заканчивая путями и маршрутами.

Во-вторых, из окна можно увидеть многие достопримечательности Лиссабона . Да и сам исторический трамвай украшает центр Лиссабона и относится к достопримечательности . Трамвай отправляется от площади Мартим Мониш и шустро поднимается на холм . Затем следует через старинный район , где улицы настолько узки, что можно дотронуться до стены! А мальчишки так и норовят запрыгнуть и прокатиться. Говорят, раньше трамваю приходилось останавливаться и водителю просить хозяек закрыть окна, чтобы проехать:)
Жителям приходится уступать трамваю дорогу.
Далее трамвай проезжает Кафедральный , смотровую площадку , пересекает район Байша , где вы можете посмотреть , и снова поднимается на холм, в квартал Шиаду .
И так далее, по маршруту, который заканчивается у старинного кладбища (которое стоит отдельного упоминания), по которому тоже необходимо прогуляться. Мой совет - прокатиться необходимо 2 раза, потому что трамвай хоть и старый, но бегает шустрее, чем наши новые, поэтому только и успеваешь крутить головой. А во второй раз уже нужно фотографировать или снимать . Поэтому, предлагая Вам для просмотра фото , прошу строго не судить, что мало красот. Да и стекло, где я стоял, было мутное (старинное, видимо:)) Хотя, некоторые кадры от этого только выиграли.

Специально выкладываю маршрут трамвая 28 на карте Лиссабона . Кстати, схема кликабельна и к тому же поможет вам выбрать отель в этом районе