Самый старый мост в мире. Старинные и даже древние мосты, которые используются до сих пор Небесный мост Лангкави

Мост является одним из древнейших изобретений человечества. Первый мост первобытного человека — бревно через реку, через столетия мосты стали сооружать из камня, скрепляя их цементным раствором. Они служили переправой через естественные преграды и для доставки воды. Со временем мосты стали не только демонстрацией величия инженерной мысли, но и одним из красивейших созданий человека. Вашему вниманию предлагаются мосты-рекордсмены по различным параметрам.

1. Мост Си Ду (Si Du) через реку над глубоким ущельем около Йесангуан, провинция Хубэй, Китай. Самый высокий мост в мире — в 1627 футов (496м). Главный пролет моста — 2952 футов (900 м).

2. Недавно завершенный мост Балуарте (Baluarte) является самым высоким вантовым мостом в мире, он соединяет северо-западные мексиканские штаты Синалоа, Дуранго и Мазатлан, где процветает каучсерфинг. Его длина 1124 метров (3687 футов) и висит он на высоте 400 метров (1312 футов). Мост Белуарте возведен в честь двухсотлетия независимости Мексики от Испании (1810 год).

3. Мост Королевское Ущелье (The Royal Gorge Bridge) находится на реке Арканзас около Кэнон-Сити, штат Колорадо, США. С 1929 до 2003 года был рекордсменом как самый высокий мост в мире, высота 955 футов (291м), пролет 938 футов (286м).

4. Самый высокий в мире Мост Мийо (Millau Bridge) во Франции. Это потрясающий тросовая конструкция,одна мачта которого достигает отметки 1125 футов (338 м.). Мост пересекает долину реки Тарн вблизи Мийо, и в пасмурные дни кажется, будто он плавает в облаках. Проект был разработан английским архитектором Норманом Фостером, стоимость моста £ 272 000 000 и он был полностью финансировался из частных источников. Президент Франции Жак Ширак назвал мост «чудом равновесия» (a miracle of equilibrium).

5. Китай недавно построил самый длинный, 26,4-километровый морской мост в мире (полная длина 42,5 км, но одна ветвь еще недостроенна).

6. Самым длинным мостом в мире за пределами Азии является мост через озеро Понтчартрейн (Lake Pontchartrain Causeway) в южной части штата Луизиана, США. Он почти 24 мили (38 км.) в длину, это седьмой самый длинный мост в мире.

7. Самый длинный мост в южном полушарии — мост Рио-Нитерой, соединяющий бразильские города Рио-де-Жанейро и Нитерой. Его длина 8,25 миль(13, 290 км).

8. Мост Васко да Гама является самым длинным мостом в Европе (включая виадуки) — 10,7 мили (17,2 км). Это вантовый мост в окружении виадуков, которые перекрывают реку Тежу близ Лиссабона, Португалия. Васко да Гама — девятый самый длинный мост в мире.

9. Самый длинный однопролетный подвесной мост находится в Великобритании — мост над лиманом Хамбер (Humber Estuary bridge). Его строительство было завершено в 1981 году, и тогда его длина в 1410 метров была рекордной в мире.

10. Самый длинный мост в Англии — Второе Севернское Пересечение (Second Severn Crossing), который имеет длину около 3,2 км, что в два раза больше, чем мост Хамбер. Мост переброшен через реку Северн между Англией и Уэльсом. Вторую очередь отрыли 5 июня 1996 года, ее построили для увеличения пропускной способности оригинального моста, который был построен в 1966 году.

11. Мост Сутонг на реке Янцзы (Sutong Yangtze River Bridge) — вантовый мост с самым длинным основным пролетом в мире — 1088 метров (3570 футов). Он соединяет два города на противоположных берегах реки Янцзы — Наньтун и Чанша (Китай).

12. Самый старый мост в мире — Понс Фабрициуса (Pons Fabricius) или Мост Четырех Глав (Ponte dei Quattro Capi) в Риме, Италия, который была построен в 62 г. до н.э.

29 марта 1998 года в Португалии был открыт мост Васко да Гама через реку Тежу. Этот мост, носящий имя португальского мореплавателя, стал самым длинным в Европе, растянувшись на 17,2 км. Свой титул он не потерял и по сей день.

Мульвиев мост (Понте Мильвио) - мост через реку Тибр, соединяющий Рим и Римини. Упоминание деревянного моста на этом месте относится к 207 году до н. э., каменный же был построен век спустя. С самого своего основания мост стал важным в военном отношении пунктом. Там тренировались римские легионеры, а полководцы собирали войска для обороны города или завоевательных походов. Рядом с мостом разбивали лагеря те, кто намеревался завоевать Рим. По Мульвиеву мосту в своё время прошли Гай Юлий Цезарь, перешедший Рубикон, и Карл Великий, отправившийся в Рим, чтобы возродить империю. Долгое время мост являлся частью транспортных развязок Италии, но в 1956 году был объявлен памятником старины. Теперь он открыт только для пешеходов.




Понте Веккьо (ит. - «мост старый») - мост через реку Арно и один из символов Флоренции. По обеим сторонам моста теснятся дома, в которых обосновались магазины. Торгуют в этом месте уже несколько веков. Изначально здесь находились лавки с мясными и кожевенными товарами. Но из-за запаха и обилия мусора их вскоре заменили лавки ювелиров. Понте Веккьо является самым древним мостом города. Первый мост на этом месте был построен ещё в древнеримскую эпоху. Современный вид он принял в 1345 году. Это также единственный мост во Флоренции, который остался невредимым во время Второй мировой войны.




Мост Капелльбрюкке в швейцарском городе Люцерн - самый старый деревянный крытый мост в Европе. Он был построен в 1365 году в качестве оборонительного коридора, соединяющего крепостные сооружения на разных берегах реки Рёйс. Рядом с мостом находится восьмиугольная башня Вассертурм, служившая сторожевой башней, темницей и пыточной. Под крышей моста изначально можно было увидеть 111 треугольных живописных картин, отражающих важнейшие события в истории Швейцарии. Сейчас картин меньше, и это преимущественно восстановленные изображения: 78 оригиналов уничтожил пожар 1993 года.




Карлов мост - это мост через реку Влтаву в Праге, открытый в 1380 году и пять столетий называвшийся Пражским. По легенде, первый камень моста заложил сам Карл IV 9 июля 1357 года в 5:31 утра. Время и дату ему посоветовали выбрать астрологи: сочетание год-день-месяц-часы-минуты представляет собой палиндром 1357-9-7531. В Средневековье верили, что заложенный в такой момент мост выстоит столетия. И действительно, Карлов мост выстоял во время всех наводнений и катаклизмов. Ещё одно предание гласит, что именно с этого моста сбросили в мешке святого Яна Непомуцкого, не желавшего выдать королю тайну исповеди королевы. При этом очевидцы утверждали, что над местом погружения тела в воду видели свечение в виде пяти звёзд. С тех пор святого изображают с пятью звёздами над головой. Также существует поверье, что, если дотронуться до одной из 30 скульптур моста и загадать желание, оно обязательно сбудется.




Синий мост через реку Мойку в Санкт-Петербурге соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Из-за рекордной ширины (97,3 м) этот мост часто воспринимают как часть площади, а в литературе даже можно встретить термин «мост-площадь». Название «Синий» происходит от цвета деревянного подъёмного разводного моста, построенного в 1737 году на этом месте. Чуть позже к нему добавили каменные опоры, в 1818 году сделали чугунным, а в 1842 году перестроили окончательно. В таком виде мост сохранился до наших дней.




Все, кто изучает английский язык и дошёл до темы «Достопримечательности Лондона», обязательно увидят в учебнике фотографию Тауэрского моста. Это разводной мост над Темзой, построенный в 1894 году. Его два тысячетонных крыла могут подниматься почти до вертикального положения - на угол 83º. Над крыльями на высоте 44 м находятся галереи, попасть в которые можно по лестницам внутри башен. Эти галереи были созданы для того, чтобы пешеходы могли пересекать реку даже во время развода моста. Однако совсем скоро там стали активно промышлять карманные воры. По этой причине в 1910 году галереи были закрыты. Вновь открылись они лишь в 1982 году, уже как музей и смотровая площадка.




Городу Леуварден в Нидерландах из-за оживлённого речного и дорожного движения требовался мост, способный быстро подниматься и опускаться, не создавая заторов. Так в 2000 году над рекой Харлингер появился оригинальный подъёмный мост Слауэрхоф из железа и стали. Он назван в честь родившегося в Леувардене голландского поэта и новеллиста XX века Яна Слауэрхофа. Квадратная платформа моста размерами всего 15×15 м поднимается и опускается 10 раз в сутки с помощью гидравлических сил. Верхняя часть платформы представляет собой часть автострады, а нижняя раскрашена в жёлтый и синий - цвета Леувардена.




Создатели Гейтсхедского моста Тысячелетия в Великобритании с 2001 года получили в общей сложности более 30 премий за архитектурные и инженерные решения, пять из которых - за дизайн-решение ночной иллюминации. Мост также изображён на монете в 1 фунт. Сооружение состоит из двух связанных тросами арок. Одна из них - пешеходная дорожка, под которой могут пройти небольшие суда. Вторая в пике доходит до высоты около 50 м. Чтобы пропустить крупное судно, арки поворачиваются на 40º вокруг своей оси, причём одна (пешеходная) поднимается, а другая опускается. Этот поворот называют «подмигивающий глаз». Он повторяется порядка 2000 раз в год.




Магдебургский «водный перекрёсток» в Германии соединяет канал Эльба-Хафель со Среднегерманским каналом, проходя над рекой Эльбой на высоте 90 метров. До открытия этого водного моста в 2003 году кораблям приходилось совершать крюк в 12 км через другие шлюзы. Основная часть моста - выложенный железобетоном металлический судоходный жёлоб шириной 32 м и глубиной 4 м. Этот жёлоб совмещён с пешеходной дорожкой шириной 10 м. Акведук протягивается на 918 м и является самым длинным не только в Европе, но и в мире.




Построенный в 2004 году во Франции, виадук Мийо (Мост над облаками) почти десятилетие считался самым высоким мостом в мире. Он выполнен в форме полукруга радиусом в 20 км и длиной 2560 м. Мост состоит из восьми пролётов и семи бетонных опор. Его дорожное полотно поднято на 270 м над землёй, а одна из башен достигает в пике 341 м. Это выше Эйфелевой башни и всего на 40 м ниже Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Потеснил рекордсмена открытый в 2012 году висячий мост Aizhai Extra Large высотой 355 м в Китае.




Мост Трифт-Бридж был построен энергетической компанией для выполнения монтажных работ в окрестностях ледника Трифт в 2004 году. Через пять лет его реконструировали, усилив стальную канатную систему, и открыли для свободного посещения. Мост находится на горе Титлис на высоте 3041 м, в длину составляет около 100 м, а в ширину - всего 1. При ходьбе мост немного покачивается, что добавляет острых ощущений. Проектировщики уверяют, что с Трифт-Бридж упасть невозможно, поскольку он способен выдержать порывы ветра до 200 км/ч и массу снега до 500 т. Но, на всякий случай, открывают его только в безветренную погоду.




Скручивающийся мост (Rolling Bridge) в Лондоне - это пешеходный мост длиной 12 метров. Правда, шесть дней в неделю он представляет собой восьмиугольник из древесины и стали. Каждую же пятницу начиная с 2005 года под действием встроенных в перила гидравлических поршней мост разворачивается. Механизм напоминает гусеницу, которая, по признанию архитектора Томаса Хезервика, и вдохновила его на создание моста.




Это почётное звание носит Живописный мост на северо-западе Москвы, открытый в 2007 году. В отличие от большинства мостов, он пересекает Москву-реку под острым углом, то есть расположен преимущественно вдоль реки. У конструкции моста нет аналогов: дорожная часть подвешена на вантах (стальных тросах) к огромной красной арке. Её высота - 105 м. Сверху на арке висит застеклённая смотровая площадка в виде эллипсоида. Изначально в этом эллипсоиде планировалось открыть ресторан, но от идеи отказались. Чтобы стёкла смотровой площадки не покрывались снегом и льдом, их оснастили системой электрообогрева. Наверх можно добраться на специальном подъёмнике из галереи в основании моста.




Мост Моисея, открытый в 2011 году в голландском городе Хальстерен, - это мост-траншея, пешеходный настил которого находится ниже уровня воды. Идея моста перекликается с библейскийм сюжетом о пророке Моисее, перед которым расступились воды Красного моря. Этот мост был построен в ходе реконструкции форта Роовере - части Брабантской линии сооружений XVII века, охранявшей Голландию от вторжения со стороны Франции и Испании. В то время некоторые города и сёла соединялись и укреплялись валами, земля за которыми затапливалась. В XIX веке эти сооружения стали мемориальными зонами - органично вписанными в местный ландшафт туристическими маршрутами, сохранившими своё исходное назначение. Мост сделан из специально обработанной и устойчивой к водной среде древесины. Более того, по обеим сторонам рва находятся дополнительные валы, которые отводят лишнюю воду. Поэтому уровень воды во рве остаётся неизменным, а сам мост не намокает во время дождя.




Одна из достопримечательностей голландского города Эйндховен - круглый вращающийся мост Ховенринг для пешеходов и велосипедистов. Он был открыт в 2012 году, чтобы справиться с увеличившейся нагрузкой на перекрёсток, и пока не имеет аналогов в мире. Диаметр моста - 72 метра. В его середине расположена 70-метровая опора, от которой к мосту отходят 24 стальных каната. Там же находится двигатель. Поскольку Эйндховен позиционируется как город света, дизайнеры позаботились и об освещении моста: светодиоды встроены в велосипедное кольцо, перила, канаты и центральную опору.

Когда мы задумываемся о строениях, которые сохранились до наших дней, мы, как правило, вспоминаем Колизей, падающую башню в Пизе и пирамиды. Но как насчёт сооружений, которые используются - по своему прямому назначению - до сих пор?

Пока большинство древних сооружений получило вторую жизнь в качестве туристических достопримечательностей, обычный непритязательный мост может сохранять своё изначальное предназначение на протяжении веков.

Существует много мостов, которые были возведены сотни лет назад и всё так же используются в повседневной жизни в наши дни благодаря тому, что их строили на века.

В то время как старые мосты чаще всего разрушаются из-за стихийных бедствий, взрываются во время войн или сгорают в результате трагических катастроф, мосты из этого списка пережили века, относительно не изменившись.

10. Мост Фабриция (Pons Fabricius), Рим, Италия

Римляне построили много того, что выдержало испытание временем. Благодаря их жёсткой и эффективной методике строительства несколько важных сооружений, возведённых в римскую эпоху, стоят по сей день. Если вам захочется внимательно осмотреть и изучить плоды их ручной работы, то отправляйтесь в Рим и посетите мост Фабриция.

Мост был построен Луцием Фабрицием в 62 году до н.э., вероятно, взамен сгоревшего деревянного моста. Можно сказать, Луций приказал его построить, так как он написал это на мосту в четырёх разных местах.

В 21 году до н.э. два консула, Марк Лоллий и Квинт Эмилий Лепид, подкорректировали мост, чтобы он лучше сохранился после наводнения, произошедшего в 23 году до н.э. Правда, какие именно улучшения были осуществлены, нигде не указано.

Возможно, это была надстройка небольшой арки на мосту, которая ослабляла давление во время наводнений. Вероятно, только это и помогло мосту сохраниться на протяжении веков.

9. Понте Веккьо (Ponte Vecchio), Флоренция, Италия

Построенный в 1345 году, мост Понте Веккьо находится во Флоренции (Италия). Он был возведён взамен деревянного моста, не выдержавшего во время наводнения, поэтому до сих пор сохранился в своём первозданном великолепии.
Интересной особенностью моста Понте Веккьо (что в переводе с итальянского означает «старый мост») является сводчатая галерея с магазинчиками. Сегодня здесь продаются ювелирные украшения и различные сувениры, а изначально в пассаже находились лавки мясников. Собственно, из-за торговцев рыбой и мясников, которые торговали здесь в XV веке, на мосту всё ещё чувствуется неприятный запах.

Учитывая, что в то время Флоренция становилась столицей Возрождения, великий герцог Фердинанд I запретил на мосту продажу мяса и рыбы, приказав, чтобы на нём находились лавки лишь золотых и серебряных дел мастеров, что создавало городу привлекательный образ, способствуя увеличению потока богатых иностранных туристов.

Мост вряд ли дожил бы до настоящего времени, если бы не акт уважения, проявленного во время Второй мировой войны. Когда немецкие солдаты уходили из города, они взрывали все мосты при отступлении. Мост Понте Веккьо - единственный мост, который они не тронули, предпочтя уничтожить доступ к нему, нежели его самого.

8. Мост Риальто (Ponte Di Rialto), Венеция, Италия

Итальянский мост был возведён в 1591 году на месте разрушившегося деревянного моста. Он был спроектирован архитектором Антонио де Понте, который в условиях жёсткой конкуренции участвовал в конкурсе на лучший проект моста наряду с такими выдающимися архитекторами, как Микеланджело, Палладио, Виньола.

К сожалению, после того, как мост был построен, он не встретил восторженной реакции среди местных жителей. Со стороны критиков он получил как похвалу, так и презрительные насмешки, резко осуждавшие его дизайн - «неустойчивый и неизящный». Такое же внимание было привлечено к Эйфелевой башне после того, как она была построена.

Несмотря на критику, мост остался почти нетронутым с момента своего появления. Учитывая, что он должен был иметь 7-метровую арку, чтобы под ним могли проплывать галеры, а также быть достаточно крепким, чтобы в центре него мог разместиться ряд лавок, он должен был быть конструктивно устойчивым и прочным. Мост Риальто настолько прочен, что во время беспорядков в 1797 году с него стреляли из пушек.

7. Мост Хаджу (Khaju Bridge), Исфахан, Иран

Строительство этого моста, возведённого на фундаменте старого моста в 1667 году, началось по приказу шаха Аббаса II. В качестве моста он выполняет свою основную цель - позволяет людям переходить через реку Заянде (Zayandeh River), но он имеет и другое применение. Мост Хаджу также функционирует в качестве плотины (и имеет шлюзы), а его наиболее интересное использование имеет социальный аспект.

Несмотря на то, что мы не привыкли к мостам, которые должны использоваться, как место для общественных встреч, это не остановило шаха Аббаса II в попытке построить один из таких. Вдоль моста до сих пор можно видеть впечатляющие рисунки и узоры из керамической плитки. В середине был построен павильон, чтобы шах Аббас II и его придворные могли наслаждаться живописным пейзажем.

В наши дни в павильоне располагается кафе и художественная галерея. В павильоне было установлено каменное сиденье, сидя на котором шах Аббас II наслаждался видом на реку. Это место по-прежнему находится там же, но уже в виде остатков былой славы.

6. Мост Шехара (Shaharah Bridge), Амран, Йемен

Мост Шехара (или «Мост вздохов», как многие его называют), построенный в XVII веке, находится на высоте 200 метров и соединяет собой две горы - Джебель-аль-Эмир (Jabal al Emir) и Джебель-аль-Фаиш (Jabal al Faish).

Местным жителям, чьи дома располагались на склонах обеих гор, было трудно добираться друг к другу в гости, так как для этого им предстояло сначала спуститься с одной горы и подняться на другую. Мост возвели для того, чтобы соединить две деревни по обеим сторонам глубокого ущелья, тем самым экономя время и усилия местных жителей.

Это был не просто опасный район для транспортных средств. Учитывая, что это был единственный въезд в город Шехара, мост должен был быть укреплён, чтобы отражать атаки турецких захватчиков. Говорят, что местные жители знают способ разрушить мост в любой момент, изолировав жителей от опасности.

Сегодня мост Шехара является главной туристической достопримечательностью и по-прежнему служит местным жителям в качестве действующего моста.

5. Мост Джэндэрэ (Cendere Bridge), Эскикале, Турция

Также известный под названием Сэвэран, мост был возведён во II веке силами четырёх городов Коммагенского царства. Мост построен в честь римского императора Септимия Севера (Septimius Severus), его жены Юлии и их двоих сыновей - Каракаллы и Геты. Будучи одним из самых древних, он также является вторым самым длинным мостом, построенным римлянами.

С каждой стороны моста возвышаются по две колонны, олицетворяя собой членов императорской семьи: Севера и Юлию с одной стороны и Каракаллу и Гету - с другой. Если вам случится побывать на мосту Джэндэрэ, то вы увидите, что колонна, олицетворяющая собой Гету, отсутствует.

Всё потому, что Каракалла убил Гету из-за постоянного соперничества, как говорят, прямо на руках у матери. Более того, Каракалла зашёл так далеко, что приказал убить всех друзей и союзников Геты, а в качестве окончательного удара по наследию Геты он приказал уничтожить любое упоминание о брате, чтобы его имя было стёрто из истории - в том числе и колонну, символизирующую Гету.

4. Мост Аньцзи (Anji Bridge), Шицзячжуань, Китай

Мост Аньцзи, возведённый в 605 году, является старейшим мостом в Китае. Мост, название которого в переводе с китайского языка означает «Мост безопасной переправы», можно сказать, был построен на века.

Он был спроектирован, чтобы стать одним из лучших в мире. В то время он считался технически прогрессивным, так как имел самую большую арку. Учитывая, что он по-прежнему является достаточно прочным, очевидно, что мост Аньцзи, будучи очень амбициозным сооружением, построен не в ущерб своему внешнему виду.

Между прочим, мост прошёл гораздо больше, чем просто проверку временем. Ему удалось выстоять после 10 наводнений, 8 войн и бесчисленного количества землетрясений, а ремонтных работ для него потребовалось всего 9 раз за весь задокументированный срок службы.

3. Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), Рим, Италия

Построенный по приказу императора Адриана в 136 году, мост Святого Ангела - один из самых известных в Риме и один из самых красивых.

В какой-то степени император построил мост ради собственного тщеславия, так как его основное предназначение - соединить весь город с мавзолеем Адриана, замком Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Одно из наиболее красивых усовершенствований моста произошло спустя много столетий после смерти императора. В 1668 году итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) украсил мост по всей длине десятью статуями ангелов, две из которых он создал лично. Каждый из ангелов держит в руках символ распятия Иисуса Христа. Даже сейчас, по прошествии нескольких веков, мост и ангелы по-прежнему стоят, являясь знаменитой и прекрасной достопримечательностью.

2. Тарр Степс (Tarr Steps), Эксмур, Англия

Тарр Степс (известное как «мостки») представляет собой переправу из плит на каменной опоре. Учитывая конструкцию моста, сложно сказать, когда он был построен: предполагается, что в период с 3000 года до н.э. до времён Средневековья. Первое документальное описание моста было сделано во времена Тюдоров, то есть, по крайней мере, в конце XV века.

О Тарр Степс ходит легенда, будто он был построен самим дьяволом, поклявшимся убить каждого, кто осмелится его пересечь. Тогда местные жители, желая проверить теорию, отправили по нему кота. Кот испарился. Затем они отправили через мост викария, чтобы он встретился с дьяволом на середине моста. После того, как они договорились, дьявол сказал, что мостом может пользоваться любой, но если он захочет использовать это место для принятия солнечных ванн, то запрет на пользование мостом будет возобновлён. Так что если захотите пройти по мосткам Тарр Степс, сначала убедитесь, что на вашем пути не лежит загорающий дьявол.

К сожалению, Тарр Степс является небольшим исключением среди мостов, простоявших нетронутыми на протяжении веков. Учитывая, что груда камней является не лучшим фундаментом, некоторые из них с течением времени были снесены в результате наводнений. По этой причине все камни были пронумерованы, чтобы в подобном случае их можно было установить обратно туда, где они и лежали, дабы мост сохранил свою аутентичность. Несмотря на то, что некоторые камни уже несколько раз устанавливались обратно, технически он по-прежнему является тем же мостом.

1. Мост Аркадик (Arkadiko Bridge), Арголина, Греция

Этот мост является древнейшим из сохранившихся арочных мостов, который по-прежнему используется по своему прямому назначению. Предполагается, что он был построен в период Греческого бронзового века, в 1300-1200 г.г. до н.э.

Во времена Микенской цивилизации мост являлся частью военной дороги, которая пролегала между городами Тиринф (Tiryns) и Эпидавр (Epidauros). Ширина моста составляет почти 2,5 метра, что является гораздо шире, чем у обычных пешеходных мостов. По мнению историков, мост был спроектирован таким образом, чтобы по нему могли проезжать колесницы.

Что делает его ещё более впечатляющим, это то, что он был полностью сооружён из известняковых камней без использования какого-либо связующего вещества. Это значит, что мост Аркадик исключительно благодаря мастерству его строителей простоял три тысячелетия, начиная со времён Микенской цивилизации, и сохранился до наших дней.

Древние римляне создали много вещей, которые выдержали непростое испытание временем. Благодаря их удивительным технологиям, сооружения, построенные в римскую эпоху, стоят и по сей день. Одно из них - мост Фабрициуса в Риме.

Мост был создан Луцием Фабрициусом в 62 году до н.э., для замены сгоревшего деревянного моста. Любопытно что за 2000 с лишним лет существования мост практически не ремонтировался.


Мост Понте Веккьо находится в итальянском городе Флоренция. Он был построен в 1345 году, чтобы заменить деревянный мост, находящийся в самом узком месте реки Арно. Он по-прежнему так же великолепен, как и века назад.

Понте Веккьо изначально использовали как место для торговых рядов - на нем размещались мясные и рыбные лавки, дабы запах убоины не тревожил горожан.

Есть версия, что именно на нем зародилось понятие «банкротство». Когда торговцу нечем было отдавать долги, прилавок, на котором он размещал свои товары („banco“), разламывался („rotto“) стражей. Эта практика стала называться „bancorotto“, ибо без прилавка торговец уже был не в состоянии что-либо продать.

Король Фердинанд I в XVIII веке запретил торговлю рыбой и мясом на мосту, и с тех пор на нем начали размещать ювелирные, а позже сувенирные лавки.

Любопытно, что во время Второй мировой войны Понте Веккьо оказался единственным мостом, не взорванным гитлеровцами во Флоренции.


Мост Риальто находится в Венеции и служит переходом через знаменитый Гранд-канал. На его месте находилось множество других мостов, деревянных, которые уничтожали пожары, и в XVI веке было решено построить каменный мост.

Его создал малоизвестный архитектор Антонио де Понте. Еще до начала строительства проект подвергался критике, а после постройки моста многие предрекали, что он скоро разрушился. Однако прошли века, а пост по-прежнему стоит на своем месте.

Русский путешественник П. А. Толстой писал про него в конце XVII века:

«В Венецы много зело мостов, каменных и деревеных, между которыми один каменной мост зело великой и широкой, которой называют италияне Ариалтом. На том мосту по обе стороны поделаны лавки, в которых продают всякие мелочные товары. За тем мостом паки великие ряды, в которых продают суды серебреные и сукна. Под тот мост могут подходить великие суды с щеглами, для того что тот мост зело высок, зделан на одном своде и работою изрядною. Венецкой народ разделяется надвое: которые живут на той стороне сего помяненнаго мосту Ариалту, где и костел сборной святаго Марка, те называются костеляны; а которые живут от тех за тем помяненным великим мостом, те называются николиоты, — и временем и вражду тайную между собою имеют. И бывают между подлым народом у николиотов с каштелянами великие кулашные бои. На том помяненном великом мосту в тех кулашных боях бывает много и смертнаго убивства».


Этот арочный каменный пешеходный мост через реку Заянде находится в иранском городе Исфахан. Мост Хаджу состоит из 24 арок, его длина составляет 133 метра, а ширина - 12 метров. Мост имеет два яруса, украшенных изразцами. Он построен в 1650 году - на фундаменте старого моста. Это сооружение выполняет сразу три функции - одновременно оно является плотиной, местом отдыха и служит для перехода через реку. Посредине моста есть павильон для правителя - шаха Аббаса II, в котором тот отдыхал, любуясь на реку.


Это мост, известий также как «Мост вздохов», находится в Йемене. Построенный в XVII веке, мост Шахара соединяет две горы над глубоким ущельем. На каждой горе имеются селения, и до постройки моста их жителям было очень сложно общаться друг с другом.

Этот мост является одной из главных туристических достопримечательностей Йемена и изображен на монете 10 риалов.


Мост Джендере находится в Турции. Он был построен во II веке нашей эры римлянами. Это один из самых длинных арочных мостов эпохи древнего Рима - его длина около 120 метров. Он опирается на две скалы и состоит из 92 камней. Мост был создан в честь римского императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей Каракалла и Гета. На каждой стороне моста есть колонны, которые возведены в честь императора и жены (с одной стороны) и их детей (с другой стороны). В настоящее время колонна в честь Гета отсутствует. Когда Каракалла пришел к власти, то он убил Гета и попытался стереть любое упоминание о нем - и колонна Гета была разрушена.


Мост Аньцзи - самый старый сохранившийся мост в Китае, построенный в 605 году нашей эры. Его название можно перевести как «безопасный переход». В то время это был самый технически совершенный мост в стране, с самой большой аркой. Интересно, что современные инженеры оценили этот мост, он даже получил награды Американского инженерного общества. Мост пережил десять наводнений, восемь войн и большое количество землетрясений, при этом ремонтировали его всего девять раз.


Мост через реку Тибр, построенный императором Адрианом в 136 году н.э., является одним из самых известных мостов в Риме и одним из самых красивых. Он облицован мраморными плитами. Этот мост ведет к замку Святого Ангела, на вершине которого находится статуя архангела Михаила. Но не только поэтому мост называют мостом Святого Ангела. В 1668 году скульптор Лоренцо Бернини украсил мост десятью ангелами. Даже спустя много лет, ангелы и мост прекрасно сохранились, что делает его прекрасной достопримечательностью.


Этот небольшой мост, сделанный из каменных плит, находится в британском парке Эксмур и соединяет берега речи Барло. Трудно сказать, когда он построен, некоторые исследователи считают, что он мог быть создан и в 3000 году до нашей эры. Существует местная легенда, которая гласит, что этот мост творение самого дьявола, который поклялся убить любого, кто осмелится пересечь его. Говорят, первоначально по мосту пустили кота, и он тут же исчез. Тогда местные жители отправили по мосту викария - мол, дьявол не посмеет тронуть священнослужителя.

Дьявол и викарий встретились на половине моста и заключили соглашение. Любой человек может пройти по Тарр Степс, но только если дьявол не принимает в этот момент на мосту солнечных ванн. Так что местные жители говорят: «Прежде чем вы решите пройти по Тарр Степс, убедитесь, что никакие демоны в этот момент не принимают солнечную ванну».

К сожалению, Тарр Степс подвергся некоторым разрушениям за долгие века. Некоторые его камни были разрушены наводнениями, но периодически мост реставрируют, так что он может прослужить еще много лет.


Пешеходный мост Аркадико в Греции является самым старым из сохранившихся арочных мостов. Предполагается, что он построен около 1300 года до н.э., то есть, он прошел через очень многое, прежде чем дожил до наших дней. Этот мост несколько шире обычных пешеходных мостов - около 2,5 метров, возможно, в древности по нему ездили колесницы. Мост сделан из огромных валунов, без какого-либо скрепляющего раствора, но остается нерушимым уже целые тысячелетия.


Обычно, когда разговор заходит о древних постройках, которые сохранились до наших дней, вспоминают Колизей, Пизанскую башню и египетские пирамиды. Но на самом же деле существуют постройки, которые хотя и были сооружены тысячи лет назад, используются и сегодня. Яркими примерами таких сооружений являются мосты. В нашем обзоре 10-ка самых старых из них.

1. Мост Шехара

Мост Шехара, который также известный как "Мост вздохов" (не путать с венецианским), находится в Йемене. Построенный в 17 веке мост соединяет две горы, а точнее деревни, находящиеся на них, на высоте 2600 метров. Ведет мост над 200-метровой пропастью.

В прежние времена мост Шехара был единственным путем в крупную горную деревню Шехара и он был построен не только для удобства сообщения, но и для защиты от турецких захватчиков. Говорят, что местные жители знают, как обрушить мост буквально за минуту, полностью изолировав горную деревню.

2. Понте Веккьо


Мост Понте Веккьо был построен в 1345 году во Флоренции, Италия. Как и в случае с мостом Фабричио, его построили на замену старому полуразрушенному деревянному мосту. Что интересно в этом мосту, так это то, что он изначально был построен с кучей лавок-магазинчиков на нем, и так сохранилось до сих пор.

Изначально в этих лавках располагались торговцы рыбой и мясом, но в 1400-е годы из-за неприятного запаха, который разносился по всей округе, правитель запретил на мосту торговлю всем, кроме ювелиров и серебряных дел мастеров. Сегодня в этих лавках располагаются в основном сувенирные магазинчики.

3. Мост Риальто


Мост Риальто (Ponte di Rialto) в Венеции был построен в 1591 году вновь таки на замену старому разрушенному деревянному мосту. Он был разработан архитектором Антонио де Понте, который выиграл конкурс на проектирование моста у Микеланджело и Палладио. К сожалению после постройки, мост Риальто начали критиковать все, кому не лень, от жителей до знатоков искусства, которые заявляли, что мост слишком "массивный и неуклюжий".

Однако подобный мост (с 24-метровой в высоту аркой, чтобы под ней могли проходить галеры, и рядом магазинов на середине моста) просто не мог быть хрупким и изящным.

4. Мост Хаджу


В 1667 году на фундаменте старого моста по приказу шаха Аббаса II через реку Заянде был построен 133-метровый арочный каменный мост Хаджу. Помимо своей основной функции, он также выступает в качестве плотины, но его наиболее интересным нюансом является социальный аспект. Прямо посреди моста был построен впечатляющий павильон для отдыха шаха Аббаса II и его придворных. В нем можно было найти удобные сиденья с видом на реку, чайхану и художественную галерею.

5. Мост Фабричио


Римляне построили много вещей, которые выдержали испытание временем. К примеру, в Риме можно увидеть и посетить Мост Фабричио (Pons Fabricius). Мост был построен куратором дорого Луцием Фабрициусом в 62 г. до н.э. на замену сгоревшего деревянного моста. 62-метровый каменный мост соединяет остров Тиберина с левым берегом Тибра. После наводнения в 23 г. до н.э., два консула Маркус Лоллий и Квинт Эмилий Лепид внесли в мост корректировки, чтобы улучшить его (хотя, какие именно, неизвестно).

6. Мост Джендере


120-метровый мост был построен в Турции во втором веке, чтобы почтить римского императора Септимия Севера, его жену Юлию Домну и их сыновей Каракалла и Гета. Это один из самых длинных арочных мостов, которые были построены римлянами. На каждой стороне моста есть две колонны, которые были построены в честь императора Септимия Севера и жены (с одной стороны) и их детей (с другой стороны).

В настоящее время колонна Гета отсутствует. Когда Каракалла пришел к власти, то он убил Гета и попытался стереть любое упоминание о них. Именно тогда колонна Гета была разрушена.

7. Мост Аньцзи


50-метровый мост Аньцзи (также известный, как "Большой каменный мост") - самый старый мост, сохранившийся в Китае. Он был построен в 605 г.н.э., чтобы стать одним из лучших в мире. На то время это был самый технически продвинутый мост из - за наличия самой большой арки. Мост сумел пережить 10 наводнений, восемь войн и бесчисленное количество землетрясений, а ремонтировали его всего девять раз.

8. Мост Святого Ангела


Пешеходный мост Ponte Sant’Angelo через реку Тибр в Риме был построен по приказу императора Адриана в 136 г. н.э. Мост Святого Ангела является одним из самых известных мостов в Риме, а также одним из самых красивых. Ведет же он к мавзолею Адриана (сегодня это замок Святого Ангела). В 1668 году скульптор Лоренцо Бернини украсил мост, создав 10 ангелов по всей его длине. Каждый ангел держит один из символов распятия Иисуса, таких как терновый венец.

9. Тарр Степс


Мост Тарр Степс в британском национальном парке Эксмур 55-метровое сооружение через речку Барло состоит из каменных плит. Неизвестно, кто и когда сделал столь необычный мост (некоторые ученые предполагают, что он мог быть построен примерно в 3000 до н.э.), но местные легенды гласят, что Тарр Степс был построен самим Дьяволом, который поклялся убить любого, кто осмелится пересечь его.

10. Мост Аркадико


Мост Аркадико в Греции считается самым древним из сохранившихся арочных мостов в мире. Как полагают ученые, он был построен во время греческого бронзового века, около 1300-1200 г.г. до н.э. Аркадико являлся частью военной дороги между городами Тиринф и Эпидаурос в микенскую эпоху. Он шире, чем обычный пешеходный мост (около 2,5 м в ширину).

Историки полагают, что это было сделано, чтобы по мосту могли спокойно проехать колесницы. А что самое впечатляющее в Аркадико, так это то, что он сделан исключительно из известняковых валунов, без использования цемента.

Ценителям красивой архитектуры обязательно понравятся и 5 пешеходных мостов, от которых у каждого закружится голова. Они достойны того, чтобы по ним прогуляться хотя бы раз в жизни.